РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 класс (домашнее обучение) учителя русского языка и литературы Игнатенко А.И. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая программа по литературе ориентирована на учебник: Литература. 6 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин: М. Просвещение, 2014. В программе учтены региональные, национальные, этнокультурные особенности содержания образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой темы. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Обучающийся 6-го класса научится: определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики ; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Обучающийся 6-го класса получит возможность научиться: - рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; - сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; - выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). - выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; - сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание Введение Устное народное творчество Из древнерусской литературы. Из русской литературы XVIII века. Из русской литературы XIX века. Из русской литературы XX века. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Из литературы народов России. Из зарубежной литературы. ИТОГО Кол-во часов 35 в том числе РОСО внеклассное чтение 4 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И.И. Дмитриев. Краткий рассказ о писателе. Басня «Муха». Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Авторское отношение к героям. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Родная природа в стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Тема милосердия в рассказе. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Произведения о Великой Отечественной К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема урока Введение Писатели – создатели, хранители и любители книг. Устное народное творчество Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарнообрядового цикла. Песни. Колядки. Пословицы и поговорки. Загадки. РОСО. Нартский эпос – один из жанров адыгского фольклора. Сказание «Как Саусырыко добыл огонь». Из древнерусской литературы Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. Из русской литературы 18 века И.И. Дмитриев. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. И.А. Крылов. «Осёл и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего искусства. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. И.А. Крылов. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. РОСО. Литературная сказка как авторское произведение. И.Машбаш. «Сказание об огромном быке». Из русской литературы 19в. А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр послания. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Двусложные размеры стиха. А.С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Выражение авторской позиции в произведении. Вн.чт. А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышнякрестьянка». Сюжет и герои повести. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Вн.чт. М.Ю.Лермонтов. «Парус». Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Антитеза как основной композиционный приём в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова « Утёс». Трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. РОСО. М.С.Паранук. Стихотворение «Слышится топот коня». Патриотизм – основная тема произведения. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Колич часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения План Факт 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. И.С. Тургенев. «Бежин луг», сюжет произведения. И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело...», «Листья». «С поляны коршун поднялся...». Судьба человека и судьба коршуна. РОСО. И.Ш. Машбаш. Стихотворение «О языке земли моей родной». Идея стихотворения и авторская мысль. А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них — у дуба, у березы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Р.р. Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Анализ поэтических текстов. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Особенности поэтических интонаций. Своеобразие композиции : эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа. Величие народа-созидателя в стихотворении Некрасова Д/З Вн.чт. Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве. РОСО. Д.Г.Костанов. Рассказ «Сын двух матерей». Война в судьбах героев рассказа. Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Вн.чт. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Развитие понятия о лирике. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Из русской литературы 20 века А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия в рассказе. РОСО. П.К.Кошубаев. Отрывок из рассказа «Старый петух Былымготовых». Адыгские обычаи и традиции в рассказе. А.С .Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Своеобразие героя. Вн.чт. А.Н. Островский «Снегурочка». Особенности сюжета. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Д. С. Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства автора, его мысли о Родине и о войне. Вн.чт. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Герой повествования В. Распутина и его сверстник. Нравственные проблемы. Роль учительницы в жизни мальчика. В. М. Шукшин. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве писателя. Вн.чт. В.М. Шукшин. «Срезал». Особенности героев Шукшина. Вн.чт. В.М. Шукшин. «Сельские жители». Особенности сюжета. Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Тема Родины в поэзии. Человек и природа в «тихой» лирике. Из литературы народов России Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Тема Родины и народа. РОСО. К.Х.Кумпилов. Стихотворение «Покинув отчие предгорья». Тема Родины в произведении. Из зарубежной литературы Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла:«Яблоки Гесперид». Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» как героическая эпическая поэма. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» (эпизоды) как пародия на рыцарские романы. Герой, живущий в воображаемом мире. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Своеобразие сюжета. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении П. Мериме. Вн.чт. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях . А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче. 1 Вн.чт. Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо». Вечные проблемы в произведении. Итоги года. Что читать летом? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1