РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 5 класс учителя истории Кузьминой Г. П. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая учебная программа по истории 5 класс составлена на основе учебника Всеобщая история. История Древнего мира А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая М. Просвещение 2019 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Выпускник научится: - определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); - использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; - проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; - описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; - раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; - объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; - давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: - давать характеристику общественного строя древних государств; - сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; - видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; - высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. Сроки реализации данной программы: 2020-2021учебный год Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе — 70 ч (из расчёта два учебных часа в неделю) 1четверть 18 часов 2четверть 14 часов 3четверть 20 4четверть 18 всего 70 Содержание курса: Раздел I. История Древнего мира (не менее 70ч) Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая дея тельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Восток Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Древний Рим Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2 Раздел, учебная тема Введение. Откуда мы узнаем как жили наши предки. Счет лет в истории. дата Домашнее задание Стр.8 Стр.9-11 Раздел 1. Жизнь первобытных людей 3. 4. Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. П.1 П.2 Дата фактическая 5. 6. 7. 8. Возникновение искусства и религиозных верований. П.3 Люди каменного века на территории нашей республики. П.2 ист Р.А. Возникновение искусства и религиозных верований на Северо-западном Кавказе.П.3 ист.Р.А. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. П.3 сообщение сообщение П.4 9. 10. Появление неравенства и знати. Северо-западный Кавказ в эпоху бронзы. Раздел 2. Древний Восток Тема 4. Древний Египет П.5 П.3 ист.Р.А. 11. Государство на берегах Нила. П.6 12. Как жили земледельцы и ремесленники. П.7 13. Жизнь египетского вельможи. П.8 14. Военные походы фараонов. П.9 15. Религия древних египтян. П.10 16. Искусство Древнего Египта. П.11 17. Письменность и знания древних египтян. Тема 5. Западная Азия в древности П.12 18. Древнее Двуречье. П.13 19 П.14 20. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. 21. Библейские сказания. П.16 22. Древнееврейское царство. П.17 23. Ассирийская держава. П.18 24 Персидская держава «царя царей». П.19 25. Тема 6. Индия и Китай в древности Природа и люди Древней Индии.. П.20 26. Индийские касты. П.21 П.15 27. 28. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. П.22 П.23 29. Повторение по разделу 2 «Древний Восток». Промежуточный мониторинг Раздел 3. Древняя Греция Тема 7. Древнейшая Греция Греки и критяне. П.24 30 Микены и Троя. П.25 31. Поэма Гомера «Илиада». П.26 32 Поэма Гомера «Одиссея». П.27 33 34 Религия древних греков. Мифы адыгского народа П.28 П.5 ист.Р.А. 35 П.29 36 Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. 37 Древняя Спарта. № 31 П.31 38 П.32 41 Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. № 32 Боспорское царство и народы Северозападного Кавказа Олимпийские игры в древности. Олимпийские игры в Сочи 2014 Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. 41 Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии В гаванях афинского порта Пирей. П.36 42 В городе богини Афины. П.37 43 В афинских школах и гимнасиях. 44 45 В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле. 39 40 41 ; П.30 П.6 Ист.Р.А. П.33. П.34 П.35 П.39 П.40 46 47 Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на П.41 П.42 48 Восток. В Александрии Египетской. П.43 49 Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». Во внеур очное время 50 Раздел 4. Древний Рим Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Древнейший Рим. П.44 51 Завоевание Римом Италии. П.45 52 Устройство Римской республики. П.46 53 Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья Вторая война Рима с Карфагеном. П.47 55 Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье Рабство в Древнем Риме. 56 Тема 13. Гражданские войны в Риме Земельный закон братьев Гракхов. П.50 57 Восстание Спартака. П.51 58 Единовластие Цезаря. П.52 59 Установление империи. П.53 60 Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры Соседи Римской империи. П.54 61 Рим при императоре Нероне. П.55 62 Первые христиане и их учение. П.56 63 Расцвет Римской империи во 2 в. 64 «Вечный город» и его жители. П.58 65 66 Тема 15. падение Западной Римской империи Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. П.59 П.60 54 П.48 П.49 П.57 67 68 6970 Итоговое повторение Итоговое повторение проекты