Рабочая пограмма по биологии

Рабочая программа
по биологии
5 класс
учителя биологии
Шека Н.И.
на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по биологии ориентирована на учебник:
Д.И. Трайтак И.Д.Трайтак Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций; под ред. В.В. Пасечника. М. Мнемозина 2019
В программе учтены региональные национальные этнокультурные особенности
содержания образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5
часа на изучение каждой темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
























В результате изучения курса «Биология. 5-6 класс» ученики 5 класса
научатся:
Характеризовать признаки растительных организмов
характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и
неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной
деятельности при изучении растительных организмов;
различать типы тканей растительного организма, определять их функцию;
характеризовать строение и физиологические процессы, свойственные
растительным организмам;
различать основные экологические группы растений по отношению к свету,
температурным условиям, наличию влаги;
регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для
создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к
разным свойствам почвы;
улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной
литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;
Ученики получат возможность научиться:
основам рефлексивного чтения биологической литературы;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми
растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты,
описывать биологические объекты и процессы;
выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации;
правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими
приборами и инструментами;
используя знания о биологических законах, улучшать условия существования
отдельных растений и растительных сообществ для повышения их
продуктивности;
выделять эстетические достоинства объектов растительного мира

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1час)
Растения как составная часть живой природы. Ботаника-наука о растениях.
Разнообразие растительного мира (3часа)
Растительный покров Земли. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда
обитания растений. Почва как среда жизни растений. Жизненные формы и
продолжительность жизни растений.
Практическая работа № 1 «Составление паспорта растений».
Демонстрации: натуральные объекты -светолюбивые и теневыносливые растения;
представители различных жизненных форм растений; типы почв; фрагмент уч. Фильма
«Растения разных экологических групп».
Экскурсия № 1 «Осенние изменения в жизни растений».
Клеточное строение растений (4часа)
Клетка -основная единица живого. Строение клетки. Деление клеток. Растительные ткани,
их функции.
Демонстрации: таблицы и слайды с изображением растительных клеток, процесса
деления клеток; фрагменты уч.фильмов «Растительная клетка», «Деление клетки», «Ткани
растений»
Практическая работа №2«Основные части лупы и микроскопа. Приемы работы с
ними».
Практическая работа № 3 «Рассматривание клеток невооруженным глазом и с помощью
лупы».
Практическая работа №4«Приготовление микропрепарата кожицы лука и его
рассматривание под микроскопом».
Семя (4часа)
Многообразие семян. Строение и состав семян. Дыхание семян. Покой и прорастание
семян.
Демонстрации: натуральные и гербарные образцы семян растений.
Лабораторная работа №1(обучающая) «Строение семени».
Лабораторная работа №2«Обнаружение крахмала, клейковины».
Коллективная проектная деятельность №1«Составление коллекции семян растений
своей местности».
Корень. (5часов)

Развитие зародышевого корешка. Разнообразие корней. Образование корневых систем.
Регенерация корней. Строение и рост корня. Размеры корневых систем растений.
Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Видоизменения
корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Демонстрации: гербарные и натуральные корневые системы; видеоматериалы: «Типы
корней», «Строение и рост корня», «Передвижение воды и минеральных веществ по
корню».
Побег (5часов)
Развитие побега из зародышевой почечки. Разнообразие почек. Стебель -осевая часть
побега. Рост стебля. Видоизменения побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение
стебля. Передвижение веществ по стеблю.
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы побегов и почек различных растений;
таблицы и слайды с изображением почек, побегов; видеоматериалы: «Строение почки»,
«Стебель и его строение», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Лабораторная работа №3обучающая) «Строение почек».
Лабораторная работа №4«Определение возраста дерева по спилу».
Лабораторная работа №5 «Строение клубня»
Коллективная проектная деятельность №2«Коллекция растений родного края,
имеющих разнообразные побеги».
Коллективная проектная деятельность №3«Проект вертикального озеленения
пришкольной территории».
Лист. (5часов)
Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Видоизменения листьев. Внутреннее
строение листа. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль
листопада в жизни растений.
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы листьев, таблицы и слайды с
изображением внутреннего строения листа, видеоролики: «Лист и его строение»,
«Фотосинтез», «Дыхание растений».
Экскурсия №2 «Весенние изменения в жизни растений».
Цветок. (6часов)
Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия.
Опыление у цветковых растений. Оплодотворение у цветковых растений. Образование
семян и плодов. Жизнь плодов вне материнского растения
Демонстрации: гербарные и натуральные образцы цветков, соцветий, семян, плодов
Лабораторная работа №6(обучающая) «Строение цветка».

Лабораторная работа №7«Изучение пыльцы цветов разных растений».
Лабораторная работа №8 «Изучение и определение плодов»
Коллективная проектная деятельность №4«Подбор растений для непрерывно
цветущего цветника. Цветочные часы».
Индивидуальная проектная деятельность №5 – фотогалерея «Растения леса (болота,
луга). Удивительные растения.
Летнее задание – 1 час.
Резервное время-2 часа.

Тематическое планирование
№
уро
ка

1
2
3

4

5
6
7

8
9

10
11
12

Тема урока

Количество
часов

Домашнее
задание

1. Введение (3ч.)
Биология — наука о живой природе.
Методы исследования в биологии

1
1

§1
§2

Царства живых организмов. Отличительные
признаки живого от неживого

1

§3

1

§4

1
1

§5
§6

1

§7

1

§8

1

§9

1

§10

1

§11

1

§12

2.Разнообразие растительного мира (6ч.)
Растения как составная часть живой природы.
Ботаника - наука о растениях
Многообразие растений РА
Среды обитания растений
Жизненные формы и продолжительность
жизни растений. Красная книга растений РА
Растительный покров Земли. Влияние человека
на растительный покров Земли.
Влияние человека на природные сообщества
Адыгеи.
Разнообразие растений, произрастающих в
окрестностях школы. Осенние явления в жизни
растений (экскурсия)
Урок обобщения, систематизации и контроля
знаний по теме «Разнообразие растительного
мира»
3.
Клетка – основная единица живого. Строение
клетки
Устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и
микроскопа. Правила работы с ними».
Лабораторная работа №2«Приготовление
микропрепарата кожицы чешуи лука,
рассматривание под микроскопом.».

Дата
проведе
ния по
плану

Дата провед
ния по
факту

13

14
15
16

17
18

19
20

21
22
23
24
25
26

27
28

29
30
31
32
33
34
35

Клетка и ее строение: пластиды.
Лабораторная работа №3 «Приготовление
препаратов и рассматривание под микроскопом
пластид в клетках листа элодеи, плодов
томатов, рябины, шиповника»
Деление клеток
Ткани, их функции в растительном организме
Лабораторная работа №4
«Рассматривание под микроскопом готовых
микропрепаратов различных растительных
тканей»
Обобщающий урок
по теме «Клеточное строение
растений».
Семя-орган полового размножения и
расселения растений
Лабораторная работа №5. «Строение
семени»
Семя-орган полового размножения и
расселения растений. Химический состав
семян.
Строение и функции корня.
Разнообразие корней. Лабораторная работа №
6 «Стержневая и мочковатая корневые
системы»
Образование корневых систем. Регенерация
корней
Строение и рост корня Лабораторная работа
№7 «Корневой чехлик и корневые волоски»
Видоизменения корней
Строение и развитие побега. Разнообразие
почек
Лабораторная работа № 8 «Строение почек.
Стебель - осевая часть побега. Рост стебля.
Внутреннее строение стебля. Передвижение
веществ по стеблю. Лабораторная работа №9
«Внутреннее строение ветки дерева.
Определение возраста дерева по спилу»
Видоизменения побегов. Лабораторная работа
№10 «Строение видоизмененных побегов»
Внешнее строение листа. Разнообразие
листьев. Лабораторная работа №11 «Листья
простые и сложные, их жилкование и
листорасположение»
Внутреннее строение листа.
Видоизменения листьев.
Строение и функции цветка. Лабораторная
работа № 12 «Строение цветка». Первоцветы
Адыгеи, их охрана.
Разнообразие цветков. Соцветия Лабораторная
работа № 13 «Соцветия»
Плоды. Распространение плодов и семян.
Лабораторная работа №14 «Изучение и
определение плодов»
Плоды. Распространение плодов и семян
Зеленый наряд Республики Адыгея. Растения
КГБЗ

1

§13

1
1
1

§14
§15
§16

1

§17

1

§18

1

§19

1

§20

1

§21

1

§22

1
1

§23
§24

1
1

§25
§26

1

§27

1

§28

1
1
1

§29
§30
§31

1

§32

1

§33

1
1

§34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».