Рабочая программа по информатике

Рабочая программа
учебного курса
«Информатика»
8 А класс
учителя математики
Логачевой Натальи Александровны
на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по информатике ориентирована на учебник : .
«Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2016.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДЕТА
ИНФОРМАТИКА В 8 КЛАССЕ
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный
процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти,
внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных:
канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и
кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице
равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное
число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной
записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и
скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности
входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств
с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути),
деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий
элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина
«матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными
современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики,
диаграммы).

Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их
анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью,
между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий
только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах
и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных
объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов
управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче
информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач
(словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять
эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также
выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и
вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы,
движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами
и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:

классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять,
архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических
операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в
данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с
различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые
редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и
соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
35 часов (1 учебный час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые
архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и
разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;
Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером
WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя
отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов,
документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2. Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.
Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного
моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей.
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы
полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и
редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические
операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие
приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска;
логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными
условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание
однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
4. Табличные вычисления на компьютере 14 ч (9+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных:
тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы
работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц

Тематическое планирование уроков информатики в 8 классе
№
урока
1

2

3

4

5

Тема урока

Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования. Аппаратное
и программное обеспечение работы
глобальных компьютерных сетей. Скорость
передачи данных
Работа в локальной сети компьютерного
класса в режиме обмена файлами

КолД/з
во
часов
1
§ 1. Как устроена
компьютерная сеть

1

Электронная почта, телеконференции,
1
обмен файлами Работа с электронной
почтой
Интернет. Служба World Wide Web. Способы 1
поиска информации в Интернете
Работа с WWW: использование URL адреса

1

§ 3. Аппаратное и
программное
обеспечение сети
§ 2. Электронная почта
и другие услуги сетей
§ 4. Интернет и
Всемирная паутина
§ 5. Способы поиска в

Дата
по
плану

Дата
по
факту

и гиперссылок, сохранение информации на
локальном диске. Поиск информации в
Интернете с использованием поисковых
систем

Интернете

6

Создание простейшей Web страницы с
использованием текстового редактора

1

7

Итоговое тестирование по теме «Передача
информации в компьютерных сетях»

1

8

9

Понятие модели. Назначение и свойства
моделей. Графические информационные
модели
Табличные модели

1
1

§ 6. Что такое
моделирование
§ 7. Графические
информационные
модели

Информационное моделирование на
компьютере Проведение компьютерных
экспериментов с математической и
имитационной моделью
Итоговое тестирование по теме
«Информационное моделирование»
Понятие базы данных и информационной
системы. Реляционные базы данных
Назначение СУБД. Работа с готовой базой
данных: добавление, удаление и
редактирование записей в режиме таблицы

1

1

§ 11. Что такое система
управле ния базами
данных

Проектирование однотабличной базы
данных. Форматы полей. Проектирование
однотабличной базы данных и создание БД
на компьютере
Условия поиска информации, простые
логические выражения

1

§ 12. Создание и
заполнение баз данных

1

§ 13. Условия поиска и
простые логические
выражения

Формирование простых запросов к готовой
базе данных
Логические операции. Сложные условия
поиска

1

18

Формирование сложных запросов к готовой
базе данных

1

19

Сортировка записей, простые и составные
ключи сортировки

1

20

Использование сортировки, создание
запросов на удаление и изменение

1

21

Итоговый тест по теме «Хранение и

1

10

11
12
13

14

15

16
17

1
1

1

§ 8. Табличные модели
§9. Информационное
моделирование на
компьютере
Система основных
понятий главы 2
§ 10. Основные понятия

§ 14. Условия поиска и
сложные логические
выражения
§ 14. Условия поиска и
сложные логические
выражения
§ 15. Сортировка,
удаление и добавление
записей
§ 15. Сортировка,
удаление и добавление
записей
Система основных

понятий главы 3

обработка информации в базах данных»
22

Системы счисления. Двоичная система
счисления

1

§ 16. Двоичная система
счисления

23

Представление чисел в памяти компьютера

1

24

Табличные расчеты и элект ронные
таблицы. Структура электронной таблицы.
Данные в электронной таблице: числа,
тексты, формулы. Правила заполнения
таблиц
Работа с готовой электронной таблицей:
добавление и удаление строк и столбцов,
изменение формул и их копирование.

1

§ 17. Числа в памяти
компьютера
§ 18. Что такое
электронная таблица.

25

1

§ 19. Правила
заполнения таблицы

26

Абсолютная и относительная адресация.
Понятие диапазона. Встроенные функции.
Сортировка таблицы

§ 20. Работа с
диапазонами.
Относительная
адресация

27

Использование встроенных математических
и статистических функций

1

28

Сортировка таблиц

1

29

Деловая графика. Логические операции и
условная функция. Абсолютная адресация.
Функция времени

1

§ 21. Деловая графика.
Условная функция

30

Построение графиков и диаграмм.
Использование логических функций и
условной функции. Использование
абсолютной адресации

1

§ 22. Логические
функции и абсолютные
адреса

31

Математическое моделирование с
использованием электронных таблиц.

32

Имитационные модели

1

33

Итоговый тест по теме «Табличные
вычисления на компьютере»

1

34-35

Итоговый тест по курсу 8 класса

2

§ 23. Электронные
таблицы и
математическое
моделирование.
§ 24. Пример
имитационной модели
Система основных
понятий главы 4
Все содержание
учебника


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».