РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
4 «А» КЛАССА
Учителя начальных классов Ракитянской А.А
2020-2021 учебный год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» для начального общего образования ориентирована на
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе
как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса. Развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в
отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и
жанров.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся 4 –го класса научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность
изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Виды речевой и читательской деятельности
• воспринимать на слух различные виды текстов;
• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и
прочитанных самостоятельно вслух текстов;
• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками
литературных героев;
• читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Творческая деятельность
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством
учителя;
• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного
произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются...).
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и
под руководством учителя;
-
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных
отношений под руководством учителя;
• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о
дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с
задачами, поставленными учителем;
Литературоведческая пропедевтика:
• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие
фольклорные формы;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
• находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, ее
культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно -творческой деятельности
Содержание учебного предмета
№
Наименование разделов и тем.
Количество часов
1
Летописи. Былины. Жития.
9
2
Устное народное творчество.
7
3
Родина
18
Итого
34
Содержание тем учебного предмета
4 класс 34 часа
Летописи. Былины. Жития. 9 часов
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из
летописи: “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”. События летописи —
основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических
источников. Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”. Летопись — источник
исторических фактов.
Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина “Песнь о
вещем Олеге”. Поэтический текст былины. “Ильины три поездочки”. Сказочный
характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.
Сравнение поэтического и прозаического текстов.
Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова
“Богатыри”.
Устное народное творчество. 7 часов
Русская народная сказки . «О молодильных яблоках и живой воде», «Финист - ясный
сокол», «Никита - кожемяка» Характеристика героев сказки. Особенности сказок
Сибири. А.Л.Коптелов «О наших сказках народов Сибири». Русские героические
сказки Сибири «Ару-мёндюр», «Алып-манаш»
Родина 18 часов
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С.
Никитин “Русь”. Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д.
Дрожжин “Родине”. Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин “О,
Родина! В неярком блеске...” Тема стихотворения. Авторское отношение к
изображаемому. Стихи русских поэтов. Поэтический вечер. Проект: “Они защищали
Родину”. Оценка планируемых достижений.
Книга в мировой культуре.Основные понятия раздела. Высказывания о книгах
известных людей прошлого исовременности.
Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. «О
книгах».Истоки литературного творчества.
Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного
творчества.Пословицы разных народов.
«Библия» – главная священная книга христиан . Из книги притчей Соломоновых (Из
Ветхого завета) Былины. Особенности былинных текстов.Устное сочинение по
картине Васнецова «Гусляры»
Славянский миф. Особенности мифа.
О Родине, о подвигах, о славе. Основные понятия раздела: поступок, подвиг.
Пословицы о Родине.
А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.
В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище
ледовом».Д.Донской«Куликовская битва». Великая Отечественная война 1941 – 1945
годов.Р.Рождественский « Реквием» ; А.Приставкин «Портрет отца» ;ККостецкий
«Возвращение». Творческий проектна тему «Нам не нужна война».
Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10/1
11/2
12/3
13/4
14/5
15/6
16/7
17/1
18/2
Тема урока
1 четверть – 9 часов
Летописи. Былины. Жития. Из летописи: “И
повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”.
События летописи — основные события Древней
Руси. Сравнение текста летописи и исторических
источников.
Сравнение текста летописи с текстом
произведения А. С. Пушкина “Песнь о вещем
Олеге”.
Из летописи: “И вспомнил Олег коня своего”.
Летопись — источник исторических фактов.
Поэтический текст былины. “Ильины три
поездочки”. Сказочный характер былины.
Прозаический текст былины в пересказе Н.
Карнауховой. Сравнение поэтического и
прозаического текстов.
Герой былины — защитник государства
Российского. Картина В. Васнецова “Богатыри”.
Устное народное творчество
Русская народная сказка «О молодильных
яблоках и живой воде»». Характеристика героев
сказки.
2 четверть – 7 часов
Русская народная сказка «Финист - ясный
сокол». Характеристика героев сказки.
Викторина по русским народным сказкам.
Особенности сказок Сибири. А.Л.Коптелов «О
наших сказках народов Сибири
Русские героические сказки Сибири «Арумёндюр»
Русские героические сказки Сибири «Алыпманаш»
Родина
И. С. Никитин “Русь”. Образ Родины в
поэтическом тексте. Ритм стихотворения.
3 четверть – 10 часов
С. Д. Дрожжин “Родине”. Авторское отношение
к изображаемому.
Образ природы и родины в стихах русских
поэтов. Поэтический вечер.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата Дата
по
по
плану факту
«Библия»– главная священная книга христиан.
Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого
завета).
Былины. Особенности былинных текстов.
20/4
21/5 Устное сочинение по картине.
В. Васнецов «Гусляры».
22/6 Славянский миф. Особенности мифа
23/7 О Родине , о подвигах , о славе.
24/8 Основные понятия раздела: поступок, подвиг.
Пословицы о Родине.
25/9 А. Невский. Подготовка сообщения о святом А.
Невском.
26/10 В. Серов. «Ледовое побоище».
4 четверть – 8 часов
Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом».
27/1
28/2 Д. Донской. «Куликовская битва».
29/3 Подготовка сообщения о Д. Донском.
30/4 Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
31/5 Рождественский «Реквием».
32/6 Р. А. Приставкин. «Портрет отца».
33/7 В. Костецкий. «Возвращение»
34/8 Творческий проект на тему «Нам не нужна
война».
Итого:
34 часа
19/3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1