РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « Музыка» 4 «А» КЛАСС Учителя начальных классов Ракитянской А.А 2020-2021 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учебник Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2018. В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами адыгов и составляет 10% учебного времени. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Обучающийся 4 –го класса научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх. реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Содержание учебного предмета № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование разделов и тем. Количество часов Россия-Родина моя О России петь – что стремиться в храм День, полный событий Гори, гори ясно, чтобы не погасло! В концертном зале В музыкальном театре Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Народные праздники адыгов. 4 1 4 2 6 6 11 Итого 34 Содержание тем учебного предмета Раздел 1. «Россия — Родина моя». Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Адыгейские народные напевы. Раздел 2. «День, полный событий» «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкальнопоэтические образы. Музыкальное сопровождение адыгейских обрядов. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь . Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Адыгейские музыкальные инструменты Раздел 5. «В музыкальном театре» Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Камерный Музыкальный театр им. А.А. Ханаху . Адыгейские танцы Раздел 6. «В концертном зале» Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Симфонический оркестр Министерства культуры Республики Адыгея Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Календарно - тематическое планирование по предмету «Музыка» № Тема урока Кол-во часов 1. Россия-Родина моя – 4 часа 1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». Адыгейские народные напевы. 1 2 Как сложили песню. Звучащие картины. 1 3 «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» 1 4 «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» 1 5 Святые земли Русской. Илья Муромец 1 6 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 1 7 Зимнее утро, зимний вечер. 1 8 1 10 «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. Музыкальное сопровождение адыгейских обрядов. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь .Обобщающий урок. Самостоятельная работа. «Приют, сияньем муз одетый…». 11 Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 1 12 Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. 1 13 Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. 1 14 Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. 1 15 Оркестр русских народных инструментов. Адыгейские музыкальные инструменты 1 16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. 1 9 1 1 Кол-во часов по по плану факту 1 18 Обобщающий урок. Самостоятельная работа Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Старый замок. 19 Счастье в сирени живет… 1 20 Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Адыгейские танцы Патетическая соната. Годы странствий. Камерный Музыкальный театр им. А.А. Ханаху 1 22 Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр Министерства культуры Республики Адыгея 1 23 Театр музыкальной комедии. 1 24 Балет «Петрушка» 1 25 Народные праздники. Троица. 1 26 1 27 Народные праздники адыгов. Обобщающий урок. Самостоятельная работа. Кирилл и Мефодий. 28 Праздников праздник, торжество из торжеств. 1 29 Родной обычай старины. Светлый праздник. 1 30 Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. 1 31 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). В каждой интонации спрятан человек. 1 Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. Самостоятельная работа. 1 1 17 21 32 33 34 1 1 1 1