РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
« Музыка»
4 «А» КЛАСС
Учителя начальных классов Ракитянской А.А
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учебник
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4
класса начальной школы – М.: Просвещение, 2018.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который
предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и
музыкальными инструментами адыгов и составляет 10% учебного времени.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся 4 –го класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека,
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение
к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять
различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные
традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове,
движении, играх, действах и др.).
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки
в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный
смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов.
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских
элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении
и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества
народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование,
драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета
№
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов и тем.
Количество часов
Россия-Родина моя
О России петь – что стремиться в храм
День, полный событий
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
В концертном зале
В музыкальном театре
Чтоб музыкантом быть, так надобно
уменье… Народные праздники адыгов.
4
1
4
2
6
6
11
Итого
34
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры
народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и
патриотическая темы в русской классике. Адыгейские народные напевы.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкальнопоэтические образы. Музыкальное сопровождение адыгейских обрядов.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные
песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь .
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.
Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о
музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского
народа. Троицын день.
Адыгейские музыкальные инструменты
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная
характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки.
Оперетта. Мюзикл. Камерный Музыкальный театр им. А.А. Ханаху .
Адыгейские танцы
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации
народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты
симфонического оркестра. Симфонический оркестр Министерства культуры
Республики Адыгея
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.
Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная,
сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Музыка»
№
Тема урока
Кол-во
часов
1. Россия-Родина моя – 4 часа
1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».
Адыгейские народные напевы.
1
2
Как сложили песню. Звучащие картины.
1
3
«Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
1
4
«Я пойду по полю белому… На великий праздник
собралася Русь!»
1
5
Святые земли Русской. Илья Муромец
1
6
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
1
7
Зимнее утро, зимний вечер.
1
8
1
10
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Музыкальное сопровождение адыгейских обрядов.
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Свято-Михайловский Афонский мужской
монастырь .Обобщающий урок.
Самостоятельная работа.
«Приют, сияньем муз одетый…».
11
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
1
12
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
1
13
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
1
14
Композитор – имя ему народ. Музыкальные
инструменты России.
1
15
Оркестр русских народных инструментов.
Адыгейские музыкальные инструменты
1
16
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
1
9
1
1
Кол-во часов
по
по
плану факту
1
18
Обобщающий урок.
Самостоятельная работа
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Вариации на тему рококо.
Старый замок.
19
Счастье в сирени живет…
1
20
Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы,
танцы…
Адыгейские танцы
Патетическая соната. Годы странствий. Камерный
Музыкальный театр им. А.А. Ханаху
1
22
Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр
Министерства культуры Республики Адыгея
1
23
Театр музыкальной комедии.
1
24
Балет «Петрушка»
1
25
Народные праздники. Троица.
1
26
1
27
Народные праздники адыгов.
Обобщающий урок. Самостоятельная работа.
Кирилл и Мефодий.
28
Праздников праздник, торжество из торжеств.
1
29
Родной обычай старины. Светлый праздник.
1
30
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
1
31
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты
(гитара).
В каждой интонации спрятан человек.
1
Музыкальный сказочник.
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Самостоятельная работа.
1
1
17
21
32
33
34
1
1
1
1