РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению на родном языке(русском) 1 КЛАСС учителя начальных классов Арнаутовой С. В. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) ориентирована на учебник: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 1 класса, Просвещение,2018 г. Программа рассчитана на 33 учебных часа в год ( 1 ч/неделю) Планируемые результаты освоения учебного предмета: Обучающийся 1-го класса научится: 1) осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека; 2) понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; 3) применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста; 4) составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); 5) вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; 6) работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор); 7) полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища; 8) осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах, работать со справочноэнциклопедическими изданиями; Обучающийся 1-го класса получит возможность научиться: • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • осознавать смыслоразличительную роль ударения; • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. Содержание учебного предмета № п/п 1. 2. Итого: Содержание Количество часов Круг чтения. 13 ч. Работа с детской книгой. 20ч. 33 ч. В том числе Пр.р Тесты Экскурсия 1 1 1 1 1 1 Содержание тем учебного курса В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книгсборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Тематическое планирование уроков № п/п Тема урока Кол-во часов 1 четверть ( 9 часов) 1 «Лес не школа, а всему учит» 1 Ю.Тувим «Птичье радио» 2 Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж». 1 Дата проведения По плану По факту 3 Сказки о животных 1 Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» 4 Русская народная сказка « Лисичка-сестричка и волк» 1 5 С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» 1 6 Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова 1 7 Друзья детства К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» 1 8 Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» 1 9 «Ступеньки мастерства» 1 А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я. Аким «Неумейка» 2 четверть ( 7 часов) 10 О наших сверстниках 1 Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» А. Соколовский «Бабушкина вешалка», 11 А. Соколовский «Бабушкина вешалка»,. 1 Е. Благинина «Бабушка-забота» 12 Русские народные и литературные сказки Сборник русских народных и литературных сказок 1 13 Русская народная сказка « Девочкапривередница» 1 14 Русская народная сказка « Машенька» 1 15 16 Стихи о родном крае И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». 1 О героях 1 А.Митяев «Богатыри» 3 четверть (10 часов) 17 18 О доброте В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» 1 «Поговорим о наших мамах» 1 Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!» 19 20 «Поговорим о наших мамах» А. Барто «Разлука» и др.. 1 «В стране Вообразилии» 1 Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». 21 Знакомые незнакомцы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». 1 22 Б. Заходер «Русачок». 1 23 Книги о животных 1 Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». 24 В.Бианки «Хвосты», «Лесной колобокколючий бок». 1 25 О любимых игрушках 1 Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» 26 Сочинение по картинкам природы. 1 4 четверть ( 7 часов) 27 О чем я мечтаю В.Катаев « Цветик – семицветик»(чтение текста) 1 28 В.Катаев « Цветик – семицветик»- главный смысл произведения. 1 29 Забавные стихи 1 Не любо – не смейся, а другим не мешай. 30 Про школу. 1 С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» 31 Экскурсия в школьную библиотеку 1 32 Итоговое тестирование 1 33 Выставка «Книги для летнего чтения» 1