РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению 1 КЛАСС учителя начальных классов Арнаутовой С.В. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учебник: Азбука. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. В. Г Горецкий, В. А Кирюшкин, Л.А Виноградская: М. Просвещение, 2020. Литературное чтение. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. Л.Ф Климанова: М. Просвещение, 2020. Родные просторы. 1 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко. Планируемые результаты освоения ученого предмета. Виды речевой и читательской деятельности Обучающийся 1-го класса научится : осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения; удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Обучающийся 1-го класса получит возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства; составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Творческая деятельность Обучающийся 1 –го класса научится : читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора; пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. Обучающийся 1 –го класса получит возможность научиться: сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой. пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. Обучающийся научится:– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки; восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов). Литературоведческая пропедевтика Обучающийся 1-го класса научится : читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора; пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному. Обучающийся 1 –го класса получит возможность научиться: понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм. определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами. находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Содержание учебного предмета № Содержание п/п Количество часов 1 2 3 Добукварный период Букварный период Послебукварный период Итого: Литературное чтение 11 39 17 67 1 2 3 4 5 Жили-были буквы Сказки, загадки, небылицы Апрель, апрель. 3венит капель! И в шутку и всерьёз Я и мои друзья Итого: 6 4 4 5 6 25 В том числе Пр.р 1 Содержание тем учебного предмета Тесты Проекты 1 1 1 Подготовительный период (4 недели) Речь (устная и письменная) представление. Предложение и слово. Членение- общее речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и олее б сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и тонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов установление ( количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных логов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-вуковую структуру. с Самостоятельный подбор(4 недели) слов с заданным звуком, нахождение соответствия между Подготовительный период з произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемамимоделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв. Букварный (основной) период (15 недель) Обучение чтению (Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости Знакомство согласных. с правилами Чтение слогов-«слияний» гигиены чтения .Развитие с ориентировкой устной речи на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами на Звуковая культура речи. Развитие у детей внимании к туковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой намят и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков. Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизации словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметом, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых словназваний. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими слонами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Послебукварный период (3 недели). Чтение Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста - 2530 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Развитие устной речи Речь и ее значение в жизни. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдения за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.) по картине; устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей). Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании. Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при приветствии, прощании, при выражении извинения и благодарности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений. В программе введён национально-региональный компонент, направленный на изучение произведений Адыгского народного эпоса, а так же знакомство с выдающимися писателями и поэтами Республики адыгея. В программу включены следующие произведения из учебника «Родные просторы « 1 класс-авторы С. С. Ситимова, А. Б. Чуяко. -Проявление разума и сноровки в адыгской сказке « карлики и великаны». -Адыгская сказка о животных «Сильнее кошки нет». -Проявление хитрости в адыгской сказке о животных «Волк и лисичка». -Как был наказан старик за жадность, у которого соляной дом в адыгской народной сказке. -Где добро, там и зло в адыгской сказке «Домашняя мышь и полевая мышь». -Адыгская народная сказка «Лисичка и рак». -Загадки, песенки, потешки, небылицы в произведениях адыгейского устного народного творчества. -Адыгская народная сказка « Как аукнется, так и откликнется». -Национальные адыгские игры: « Моток шерсти», «Волчок», «Метание снежков». -Н.Куёк «Домик для птиц», Дж. Чуяко «Стирка». -Н. Тынянский «Глупый баран». -К. Жанэ Провалиться я не мог». Календарное планирование № Тема урока Кол-во часов 1 четверть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Добукварный период -11 часов. Азбука – первая учебная книга. Речь письменная и 1 устная. Предложение. Предмет и слово. 1 Устная речь. Слово и слог. 1 Письменная речь. Слово, слог, ударение. 1 Слог, ударение. Деление слова на слоги. 1 Урок-сказка Гласные и согласные звуки 1 Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. 1 Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. 1 Гласные буквы И,и, обозначающие гласный звук [и]. 1 Гласная буква ы, обозначающая гласный звук [ы]. 1 Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. 1 Букварный период- 39 часов Согласные. Звуки [н], [н’]Буквы Н, н. Экскурсия в 1 библиотеку Согласные. Звуки [с], с’. БуквыС, с. 1 Согласные. Звуки [к],к’. БуквыК, к. 1 Согласные. Звуки [т], [т’]. БуквыТ, т. 1 Буквы Л,л, обозначающие согласные сонорные звуки[л], 1 [л’]. Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р’]. 1 Буквы В,в,обозначающие согласные звуки [в], [в’]. 1 Гласные буквы Е,е, обозначающие два звукай’эУрок1 сказка. Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]. 1 Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м’]. 1 Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий. Буквы З,з ,обозначающие согласные звуки [ з], [з’]. 1 Буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б’]. 1 Буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б’]. 1 Различие понятий: форма слова, родственные слова Буквы Д, д обозначающие согласные звуки [д], [д’]. 1 Чтение слов с буквами Д, д. Сопоставление слов, слогов 1 с буквами Д и Т Гласные буквы Я,я, обозначающие звуки [й’ а] 1 2 четверть - 21 час Буква Я- показатель мягкости согласных звуков 1 Буквы Г, г обозначающие согласные звуки [г], [г’], 1 Дата по плану по факту 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Буквы Ч,ч обозначающие мягкий согласный звук [ч’]. Звук [ч’]. Чтение слов, предложений с буквой ч Разделительный мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков. Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш] Чтение предложений и текстов с буквами Ш,ш. Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж] Гласные буквы Ё, ё, обозначающие звуки [й’ о]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ё, ё. Буква Ё– показатель мягкости согласных звуков Буквы Й,й, обозначающие мягкий согласный звук [й’]. Буквы Х,х, обозначающие согласные звуки [х], [х’], Гласные буквы Ю,ю. обозначающие звуки [й’ у]. Чтение предложений и текстов с буквами Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков Буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Гласные звуки Э,э, обозначающие звук [э]. 1 1 1 Буквы Щ, щ, обозначающие мягкий согласный звук [щ’]. Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ Буквы Ф,ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф’], Знакомство с буквой «твёрдый знак» 3 четверть - 27 часов Твёрдый и мягкий разделительные знаки. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами. Послебукварный период -17 часов Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». К. Д. Ушинский «Наше Отечество». В. Крупин «Первоучители словенские», «Первый букварь.» Творчество А.С. Пушкина. Л. Н. Толстой – детям. Великий педагог К. Д. Ушинский о детях. Творчество К. И Чуковского. Проявление разума и сноровки в адыгской сказке « карлики и великаны». Произведения В. В. Бианки. Адыгская сказка о животных «Сильнее кошки нет». Знакомство с творчеством С. Я. Маршака М. М. Пришвин. Проявление хитрости в адыгской сказке о животных «Волк и лисичка». А.Л. Барто. Как был наказан старик за жадность, у которого соляной дом в адыгской народной сказке. С. В. Михалков. Где добро, там и зло в адыгской сказке 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 64 65 66 67 «Домашняя мышь и полевая мышь». Б. В.Заходер В. Д. Берестов Проект «Живая азбука» Прощание с «Азбукой» Литературное чтение 1 1 1 1 Жили-были буквы -6 часов 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 В. Данько «Загадочные буквы» И.Токмакова«Аля, 1 Кляксич и буква А» С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему А 1 поётся, а Б нет» Г. Сапгир « Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с 1 пчелой» И. Гамазкова «Кто как кричит?» «Живая азбука» 1 С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» 1 Наши проекты «Город букв» Сказки, загадки, небылицы – 4 часа Е. Чарушин «Теремок», русская народная сказка 1 «Рукавичка». Адыгская народная сказка «Лисичка и рак». 4 четверть- 24 часа Загадки, песенки, потешки, небылицы в произведениях 1 адыгейского устного народного творчества. Сказки А. С.Пушкина Русская народная сказка «Петух и собака». Адыгская 1 народная сказка « Как аукнется, так и откликнется». Апрель, апрель. 3венит капель! -4 часа А. Майков «Ласточка примчалась»,«Весна»,А. 1 Плещеев «Травка зеленеет» Т. Белозёров «Подснежники» С. Маршак « Апрель» И. 1 Токмакова« Ручей» Стихи-загадки. Проект «Азбука загадок» 1 В. Берестов « Воробушки», Р. Сеф «Чудо» ,А. Майков 1 «Христос воскрес!» И в шутку и всерьёз - 5 часов И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц 1 «Волк». Национальные адыгские игры: « Моток шерсти», «Волчок», «Метание снежков». Г. Кружков « РРРЫ!», Н. Артюхова «Саша – 1 дразнилка» К Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», 1 О.Григорьев« Стук» И.Токмакова« Разговор Лютика и Жучка» 1 И.Пивоварова « Кулинаки – пулинаки», К.Чуковский «Телефон» М. Пляцковский « Помощник» Н.Куёк «Домик для 1 птиц», Дж. Чуяко «Стирка». 87 88 89 90 91 92 Я и мои друзья -6 часов Ю. Ермолаева «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок» В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков « Бараны». Н. Тынянский «Глупый баран». Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек» И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Ким « Моя родня» С. Маршак « Хороший день». К. Жанэ «Провалиться я не мог». В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» 1 1 1 1 1 1