Рабочая программа по родному языку

Программа по учебному предмету «Русский родной язык» 3 класс для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования,
авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И.
Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Планируемые результаты учебного предмета
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Русский язык: прошлое и настоящее
Обучающийся научится:
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
между
людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия
ветра, дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры:
слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова,
называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Обучающийся получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях
речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки,
крылатые выражения
Язык в действии
Обучающийся научится:
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных
(родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования
предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму
множественного числа
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже;
- редактировать письменный
текст с целью исправления грамматических и
орфографических ошибок

Секреты речи и текста
Обучающийся научится:
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по
городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами);
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы;
-анализировать типичную структуру рассказа

Содержание курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии ( 8 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка,
книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа
имён существительных). Практическое овладение
нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных.
Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных
(например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне).
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов,
образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным
значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Зачем в русском языке такие разные предлоги. Нормы правильного и точного
употребления предлогов.
Практическая работа. Редактирование письменного текста с целью исправления
грамматических
и
орфографических
ошибок.
Совершенствование
навыков
орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Особенности устного выступления.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой
ситуации.
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка».
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в
рамках изученного).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.)
Практическая
работа.
Редактирование
предложенных
текстов
с
целью
совершенствования их содержания и формы.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема

КолДата
во
по
часов плану
Русский язык: прошлое и настоящее -14 часов
1.

Слова,
связанные
с
особенностями
мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат –
братство – побратим).

1

2.

Слова,
связанные
с
особенностями
мировосприятия и отношений между людьми
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат –
братство – побратим).

1

3.

Слова, называющие природные явления и растения
(например, образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений).

1

4.

Слова, называющие природные явления и растения
(например, образные названия ветра, дождя, снега;
названия растений).

1

5.

Слова, называющие предметы и явления
традиционной
русской
культуры:
слова,
называющие занятия людей (например, ямщик,
извозчик, коробейник, лавочник).

1

6.

Слова, называющие предметы и явления
традиционной
русской
культуры:
слова,
называющие занятия людей (например, ямщик,
извозчик, коробейник, лавочник).

1

7.

Слова, обозначающие предметы традиционной
русской
культуры:
слова,
называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка,
гусли, гармонь).

1

8.

Слова, обозначающие предметы традиционной
русской
культуры:
слова,
называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка,
гусли, гармонь).

1

9.

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты
и сравнения (например, Снегурочка, дубрава,
сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной
литературы.

1

10. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты
и сравнения (например, Снегурочка, дубрава,

1

Дата по
факту

сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение
значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной
литературы.
11. Названия старинных русских городов, сведения о
происхождении этих названий.

1

12. Названия старинных русских городов, сведения о
происхождении этих названий.

1

13. Проектные задания: «Откуда в русском языке эта
фамилия»; «История моего имени и фамилии»
(приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).

1

14. Проверочная работа. Представление результатов
выполнения проектных заданий.

1

Язык в действии -8 часов
15. Как правильно произносить слова. Работа со
словарем
ударений.
Изобразительно
выразительные средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение.

1

16. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить
различные оттенки значения и различную оценку,
как специфика русского языка (например, книга,
книжка,
книжечка,
книжица,
книжонка,
книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,
заинька и т. п.)

1

17. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить
различные оттенки значения и различную оценку,
как специфика русского языка (например, книга,
книжка,
книжечка,
книжица,
книжонка,
книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка,
заинька и т. п.)

1

18. Какие особенности рода имен существительных
есть в русском языке. Специфика грамматических
категорий русского языка.

1

19. Все ли имена существительные « умеют»
изменяться
по
числам.
Существительные,
имеющие только форму единственного числа.

1

20. Существительные, имеющие только форму
множественного числа. Как они изменяются?

1

21. Зачем в русском языке такие разные предлоги.
Нормы правильного и точного употребления
предлогов.

1

22. Практическая работа. Редактирование письменного

текста с целью исправления грамматических и
орфографических ошибок.
Секреты речи и текста -12 часов
1
23. Особенности устного выступления. Высказывания
в форме текста-диалога и текста-монолога.
24. Волшебные слова: слова приветствия, прощания,
просьбы, благодарности, извинение. Умение
дискутировать, использовать вежливые слова в
диалоге с учётом речевой ситуации.
25. Создание мини-доклада о народном промысле
«Дымковская игрушка».
речи:
разговорный
и
книжный
26. Стили
(художественный и научный). Умение определять
стилистическую
принадлежность
текстов,
составлять текст в заданном стиле.

1

27. Тема, основная мысль текста. Опорные слова.
Структура текста. План, виды плана.

1

текста.
28. Типы
рассуждение.

описание,

1

29. Создание текстов-повествований о путешествии по
городам.

1

30. Создание текстов-повествований об участии в
мастер-классах,
связанных
с
народными
промыслами.

1

31. Создание текстов-рассуждений с использованием
различных способов аргументации.

1

32. Языковые особенности текстов фольклора и
художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов,
загадок, пословиц, притч и т. п.).

1

33. Языковые особенности текстов фольклора и
художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов,
загадок, пословиц, притч и т. п.).

1

работа.
Редактирование
34. Практическая
предложенных
текстов
с
целью
совершенствования их содержания и формы.

1

Повествование,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».