Рабочая программа по технологии

В программе учтены региональные особенности содержания образования, на которые
отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой темы.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание

Планируемые результаты учебного предмета
Обучающийся научится:
–

иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе

традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе
профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
–

понимать

общие

правила

создания

предметов

рукотворного

мира:

соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
–

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с

опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
–

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды

домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

уважительно относиться к труду людей;

–

понимать культурно­историческую ценность традиций, отраженных в

предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и
страны, и уважать их;
–

понимать

особенности

проектной

деятельности,

осуществлять

под

руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
–

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,

свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
–

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов

оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке
деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

–

применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами:

чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
–

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели

и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

отбирать

и

выстраивать

оптимальную

технологическую

последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
–

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно

комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно­художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
–

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять

взаимное расположение, виды соединения деталей;
–

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и

способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
–

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему

чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

соотносить

объемную

конструкцию,

основанную

на

правильных

геометрических формах, с изображениями их разверток;
–

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной

конструкторской

задачи

или

передачи

определенной

художественно­эстетической

информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
–

выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как

техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы;

выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
–

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой

информации;
–

пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с

простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными
ресурсами).
Обучающийся получит возможность научиться
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной,
звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами
ее получения, хранения, переработки.

В программе учтены региональные особенности содержания образования, на
которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой
темы.

Планируемые результаты учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Обучающийся научится:
–

иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе

традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе
профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
–

понимать

общие

правила

создания

предметов

рукотворного

мира:

соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
–

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с

опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
–

выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды

домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

уважительно относиться к труду людей;

–

понимать культурно­историческую ценность традиций, отраженных в

предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и

страны, и уважать их;
–

понимать

особенности

проектной

деятельности,

осуществлять

под

руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
–

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,

свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративно­художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
–

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов

оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке
деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
–

применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами:

чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная
игла);
–

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели

и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

отбирать

и

выстраивать

оптимальную

технологическую

последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
–

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно

комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно­художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
–

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять

взаимное расположение, виды соединения деталей;
–

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и

способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
–

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему

чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:
–

соотносить

объемную

конструкцию,

основанную

на

правильных

геометрических формах, с изображениями их разверток;
–

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной

конструкторской

задачи

или

передачи

определенной

художественно­эстетической

информации; воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
–

выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как

техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с
компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы;
выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
–

пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой

информации;
–

пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с

простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными
ресурсами).
Обучающийся получит возможность научиться
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной,
звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами
ее получения, хранения, переработки.

Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на
основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки
качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в
культурно-исторической
среде,
в
инфраструктуре
современного
города.
Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Понятия: городская
экскурсовод

инфраструктура,

маршрутная

карта,

хаотичный,

экскурсия,

Тема 1. Человек и земля (21 час)
Элементы содержания темы.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия.
Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное
оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка,
линии чертежа
Назначение городских построек, их архитектурные особенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из
природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в
работе над одной композицией.
Профессии:
ландшафтный
дизайнер,
озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк,
садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности.
Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной
модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции,
оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии
оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций,
оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых
изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье).
Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы
украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой.
Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и
крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань,
пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды
аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Свойства бисера и способы
его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления
для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта.
Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при
помощи мерок.

Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении
пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные
свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её
использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки —
холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного
сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от
того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки.
Технология конструирования объёмных фигур.
Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их
соединения (подвижное и неподвижное).
.Практическая работа:
1. Коллекция тканей.
2. Ателье мод.
3. Кухонные принадлежности.
4. Стоимость завтрака
5. Человек и земля
Проект: «Детская площадка»
Тема 2. Человек и вода (4 часа)
Элементы содержания темы.
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные
особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой
деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока,
трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей —
натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост,
арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым
конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские,
полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана
из пластичных материалов по заданному образцу.
Практическая работа:
1. Человек и вода
Проекты:
1. Водный транспорт

2. Океанариум

Тема 3. Человек и воздух (3 часа)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники
оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика,
штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция
книг (книжный блок, обложка, переплёт, крышки, корешок). Профессиональная
деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых
отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение
бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора,
кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила
поведения в театре.
Практическая работа:
1. Условные обозначения техники оригами
2. Человек и воздух.
Тема 4. Человек и информация (5 часов)
Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word
Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект «Готовим спектакль»

Тематическое планирование
№

1

2
3

Тема урока

Количест
Дата по
во часов
плану
1 четверть – 9 часов
Как работать с учебником.
1
Путешествуем по городу
Майкопу.
Человек и земля – 21 час
Архитектура. Изделие «Дом».
1
Городские постройки.
1

Дата по факту

4
5
6
7
8

9

10

11
12

13
14
15

16

17

18
19
20

21
22

Изделие: «Телебашня» .
Парк. Изделие: «Городской парк».
Парки и скверы Адыгеи.
Проект. Детская площадка.
Изделие: «Качалка».
Проект. Детская площадка.
Изделие: «Песочница» .
Ателье мод. Одежда. Швейная
фабрика г. Майкопа.
Пряжа и ткани.
Практическая работа «Коллекция
тканей».
Изготовление тканей.
Изделие: «Гобелен». Узорное
плетение циновки.

1
1
1
1
1

1

2 четверть- 7 часов
Вязание. Изделие: «Воздушные
1
петли». Национальный костюм,
золотое шитье.
Одежда для карнавала.
1
Изделия: «Кавалер», «Дама».
Бисероплетение. Изделие:
1
«Браслетик «Цветочки». Ася
Еутых - первая женщина – ювелир
республики.
Бисероплетение. Практическая
работа: Кроссворд «Ателье мод».
Кафе. Изделие: «Весы». Тест
1
«Кухонные принадлежности».
Фруктовый завтрак.
1
Практическая работа: «Таблица
«Стоимость завтрака».
Бутерброды.
1
Изделие: «Радуга на шпажке».
3 четверть -10 часов
Салфетница.
1
Изделие: «Салфетница»
.Гостеприимство адыгов.
Магазин подарков.
1
Изделия из солёного теста.
Золотистая соломка.
1
Изделие: «Золотистая соломка"
Упаковка подарков.
1
Изделие: «Упаковка подарков"
Народная культура Адыгеи.
Автомастерская.
1
Изделие: «Фургон «Мороженое».
Грузовик. Изделие: «Грузовик».
1
Тест «Человек и земля».
Человек и вода – 4 часа

23
24

25

26

27

28
29

30

31

32

33

34

Мосты. Модель «Мост».
1
Водный транспорт. Изделие:
1
«Яхта». Проект «Водный
транспорт».
Проект: Океанариум.
1
Изделие: «Осьминоги и рыбки».
Практическая работа: «Мягкая
игрушка».
Фонтаны. Изделие: «Фонтан».
1
Тест «Человек и вода».
4 четверть – 8 часов
Человек и воздух -3 часа
Зоопарк. Изделие: «Птицы».
1
Тест «Условные обозначения
техники оригами».
Вертолетная площадка.
1
Изделие: «Вертолёт «Муха».
Воздушный шар.
1
Изделие: «Воздушный шар».
Тест «Человек и воздух».
Человек и информация – 5 часов
Переплетная мастерская.
1
Изделие: «Переплётные работы».
Типографии Адыгеи.
Почта.
1
Способы общения и передачи
информации.
Кукольный театр.
1
Изделие: «Кукольный театр»
Изготовление кукол в
национальных костюмах.
Кукольный театр.
1
Аппликация по мотивам сказок.
Нартский эпос.
Программа. Афиша.
1
Изделие «Афиша». Итоговый тест.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».