Рабочая программа составлена на основе учебника: Физическая культура (Лях В.И.
Просвещение-2013год.).
В программе учтены региональные особенности содержания образования, на которые
отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой темы. Подготовка к
результативной сдаче норм ВФСК ГТО.
Содержание программы
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы
закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении
упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление
работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
1.2. Социально-психологические основы.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения.
Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими
упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с
изменением амплитуды, Контроль за правильностью выполнения физических
упражнений, тестирование физических качеств.
1.3. Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умение:
расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование
физических способностей.
1.4. Подвижные игры.
Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и
безопасность. Осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
выполнять специальные упражнения, направленные на закрепление элементов техники
футбола (мини-футбола), баскетбола (мини-баскетбола);
футбол (мини-футбол) - удары по мячу ногой, остановка мяча ногой, отбор мяча;
баскетбол (мини-баскетбол) - ведение мяча на месте, ведение мяча в движении шагом,
передачи мяча» ,
1.5.Гимнастика
с элементами акробатики.
Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время
занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и
расслабления мышц. Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов,
предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду
и обороне" (ГТО).".
Легкоатлетические упражнения.
классы. Понятие эстафета. Команды «Старт!», «Финиш!». Понятия о темпе,
длительности бега. Влияние бега на здоровье человека. Элементарные сведения о
правилах соревновании в прыжках, беге и метании. Техника безопасности на уроках.
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных
Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне"
(ГТО).".
1.7.Адыгейские национальные игры.
1.6.
3-4
Шыу (Всадники), Льэсшыу (Пеший всадник), Цыlашкl(Комок шерсти), Шыгъачъ (Скачки), Чъэн
(Бегать), Пэlо кlадз (Подлог шапки), Хьакургъачъ (Катание колеса), Къан – къангъэбылъ (Прятки),
Къэрэу – къэрэу (Журавли – журавушки), Шъонтэф (Гонка бурдюка), Пырамыбжьзау, Шыузэтес
(Всадники), Чын (Волчок), Тlы зэуал (Драчливый баран), Мэлкlэхъу (Ягненок), lахъо (Пастух), Кебек,
Нэшъоупlыцl, Шэкlо щэрыу, Джанкъылыщ (Захват противника), Пхъэеон (Бить по дереву), Гъу
(Сухой прут), Абантет, Къэрэукъэщ – зэбэныжь, Хьантlэркъопкlэн (Прыжок лягушки), Пlай (Чиж),
Цlырыпlын (Чижик), Чэтыушакlу (Кот – охотник), Цlырбыжъзау, Шхончау(Стрелок),Псынэ
(Колодец), Пхъэщэрэхъ (Палка колесо), Кlэпсэзэпэкъудый, Кlэн (Мальчики), Лъэрычъ, Дэшхоеу
(Сбивание орехов), Пхъэшъхьэтеут.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние
занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать
их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в
помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время
отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации),
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья,
гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных
особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического
развития и физической подготовленности.
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней
гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных
занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического
развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической
культуре
№
Вид программного материала
п/п1 Базовая часть
1.1 Основы знаний о физической культуре
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
Легкоатлетические упражнения
Адыгейские национальные игры
Гимнастика с элементами акробатики
Спортивные игры
Вариативная часть
Легкоатлетические упражнения
Адыгейские национальные игры
Спортивные игры
Итого
Количество часов (уроков)
Класс 3
73
В процессе урока
18
8
18
29
32
21
8
3
105
№
Дата
План
Тема
Домашнее
задание
Факт
Легкая атлетика
1
Вводный инструктаж по ТБ. Урок физической
Сгибание и разгибание рук
культуры.
2
Низкий старт. Бег на 30 м с низкого старта.
Приседание на одной ноге
3
Высокий старт. Бег на 60 м с высокого старта.
Поднимание туловища из
Игра «Невод»
положения лежа
Прыжки в длину с места. Игра ««Заяц без дома»
Бег на месте – 10 секунд,
Подготовка к сдачи норм ГТО
высоко поднимая колени.
Бег на 60 м с высокого старта. Прыжки в длину с
Наклоны на гибкость
4
5
места. Игpa ««Заяц без дома»
6
Прыжки в длину с места. Игра ««Космонавты».
Подтягивание на
перекладине -
7
Роль физической культуры в укреплении здоровья
Приседание на одной ноге
человека
8
Равномерный медленный бег до 5 мин. Игра «Волк Выпрыгивание из
во рву»
полуприседа
9
Кросс до 800 м. (мал.) до 500 м. (дев.) Игра
Бег на месте – 10 секунд,
«Пустое место»
высоко поднимая колени
Подвижные игры
10
11
Подвижные игры: игры с ходьбой и бегом. Игра
Прыжки в длину с места
«Совушка»
(6-8 попыток)
Игры с элементами баскетбола.
Выпрыгивание из
полуприседа
12
13
Игры с метанием.
Наклоны на гибкость
Подготовка к сдачи норм ГТО
(15 наклонов)
Игры с элементами баскетбола.
Подтягивание на
перекладине-
14
Подвижные игры: игры с ходьбой и бегом.
Прыжки на скакалке
15
ТБ на уроках баскетбола. Стойка баскетболиста.
Прыжки в длину с места
Перемещение. Ловля и передача мяча в движении.
(6-8 попыток)
Ведение на месте правой и левой рукой в
Вис на перекладине
движении шагом и бегом. Броски в цель. Игра
(3-5 подхода)
16
«Передал - садись».
17
Стойка игрока. Перемещение в стойке
Сгибание и разгибание рук
приставными шагами, боком, лицом и спиной
вперед.
18
Ведение мяча с изменением направления и
Приседание на одной ноге
скоростью.
19
Броски в цель. Игра «Мяч среднему»
Выпрыгивание из
Подготовка к сдачи норм ГТО
полуприседа
Гимнастика
20
21
ЗОЖ: Укрепление осанки. Пальчиковая
Наклоны на гибкость
гимнастика.
(12 наклонов)
Упражнения в лазании. Упражнения в равновесии.
Бег на месте – 10 секунд,
высоко поднимая колени
22
Упражнения в висах и упорах.
Прыжки на скакалке
23
Учебная комбинация. Игры» Верёвочка под
Прыжки в длину с места
ногами».
(6-8 попыток)
Акробатические упражнения.
Прыжки на скакалке
24
Подготовка к сдачи норм ГТО
25
Перекат вперед и назад Игра «Конники-
Выпрыгивание из
спортсмены»
полуприседа
26
Перекат вперед и назад. Стойка на лопатках.
Прыжки на скакалке
27
Перекат вперед и назад. Стойка на лопатках. Игра
Прыжки в длину с места
«Что изменилось»
(8-10 попыток)
Стойка на лопатках.
Сгибание и разгибание рук
28
Подготовка к сдачи норм ГТО
29
Стойка на голове. Игра «Неудобный бросок».
Поднимание туловища
30
Стойка на голове. «Мост» с помощью партнера.
Приседание на одной ноге
Игра «Волна»
31
ЗОЖ: Основы рационального питания
Наклоны на гибкость
32
Опорный прыжок с мостика через козла или коня
Подтягивание на
высотой 1 метр.
перекладине
33
Ходьба по бревну. Игра «Что изменилось»,
Прыжки в длину с места
34
Ходьба по бревну с выполнением приседаний и
Вис на перекладине
50переходов в упор присев.
( 2-3 подхода)
Ходьба по бревну с выполнением стоя на колене,
Сгибание и разгибание рук
35
седов.
36
Упражнения в висах и упорах.
Приседание на одной ноге
Подготовка к сдачи норм ГТО
Подвижные игры
37
Подвижные игры с ходьбой и бегом. Игра
Наклоны на гибкость
«Лягушки и цапля»
38
История физической культуры и Олимпийское
Прыжки на скакалке
образование.
39
Игры с элементами баскетбола.
Вис на перекладине
( 2-3 подхода)
40
Игры с элементами волейбола.
Сгибание и разгибание рук
41
Подвижные игры: игры с ходьбой и бегом.
Приседание на одной ноге
42
Игры с элементами баскетбола.
Сгибание и разгибание рук
43
Игры с элементами волейбола.
Прыжки на скакалке
44
Футбол: основные правила и приемы игры
Развитие быстроты
45
Игры с элементами футбола.
Развитие быстроты
46
Обучение игре «Мяч через сетку», передача
Развитие быстроты
с 2-3 м. Игра «Передал – садись».
47
Игра в пионербол.
Развитие быстроты
Легкая атлетика
48
Легкая атлетика: метание мяча, метание диска и
Развитие силы
копья
49
Т.Б. на уроках легкой атлетики, оказание первой
Развитие выносливости
помощи.
50
Подвижная игра «Заяц без дома»
Развитие выносливости
51
Низкий старт. Бег на 30 м с низкого старта.
Развитие выносливости
52
Высокий старт. Бег на 60 м с высокого старта.
Развитие выносливости
Игра ««Невод».
53
Прыжки в длину с места. Игра ««Заяц без дома»
Развитие выносливости
54
Низкий старт. Бег на 30 м с низкого старта.
Развитие ловкости
55
Высокий старт. Бег на 60 м с высокого старта.
Развитие ловкости
56
Прыжки в длину с места.
Развитие ловкости
Подготовка к сдачи норм ГТО
57
Прыжки в длину с места. Подвижная игра
Развитие ловкости
«Кузнечики»
58
Подтягивание на перекладине. Игра «Пустое
Развитие гибкости
место»
59
«Виды спорта.»
Развитие гибкости
60
Подвижные игры: игры с ходьбой и бегом.
Развитие ловкости
61
Игры с метанием.
Развитие выносливости
62
Игры с элементами баскетбола.
Развитие выносливости
63
Футбол. Упражнения без мяча: бег «змейкой» и
Развитие выносливости
«восьмеркой»
64
Упражнения без мяча: бег чередованием
Развитие выносливости
передвижения лицом и спиной. Двухсторонняя
игра.
65
Равномерный медленный бег до 5 мин.
Развитие выносливости
Подготовка к сдачи норм ГТО
66
Бег по пересеченной местности. Игра «Гуси-
Развитие быстроты
лебеди».
67
Национальная игра: Хьантlэркъо пкlэн (Прыжок
Развитие быстроты
лягушки)
68
Начальные основы анатомии человека
Развитие быстроты
69
Бег с преодолением препятствий. Игра «Вызов
Развитие быстроты
номеров»
70
Бег по слабопересеченной местности до 1 км.
Развитие силы