Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Школа
России»:
- Б.М.Неменский. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник.
3 класс. М - Просвещение 2013
- Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. М - Просвещение.
2017.
В программе учтены региональные особенности содержания образования, на
которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой
темы.
Планируемые результаты учебного предмета
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
–
различать
живопись,
основные
скульптура,
декоративноприкладное
виды
художественной
художественное
искусство)
и
деятельности
конструирование
участвовать
в
(рисунок,
и
дизайн,
художественнотворческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними
для передачи собственного замысла;
–
эмоциональноценностно
относиться
к
природе,
человеку,
обществу;
различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира
и жизненных явлений;
–
приводить
примеры
ведущих
художественных
музеев
России
и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
–
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать
аргументированное
суждение
о
художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
–
использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
–
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать
их
для
передачи
художественного
замысла
в
собственной
учебнотворческой деятельности;
–
создавать
средствами
живописи,
графики,
скульптуры,
декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;
–
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для
создания
орнамента;
передавать
в
собственной
художественнотворческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов
в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния,
используя
различные оттенки цвета,
при создании
живописных композиций на заданные темы;
–
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Pоint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Обучающийся научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественнотворческой деятельности;
–
выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на
правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
–
понимать
и
передавать
в
художественной
работе
разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к
другим вкусам и мнениям;
–
изображать
пейзажи,
натюрморты,
портреты,
выражая
свое
отношение к ним;
–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
Искусство в твоем доме (8ч.)
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов
и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на
бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Обои и шторы у тебя дома. Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое
назначение.
Мамин платок. Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по
содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Твои книжки. Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица.
Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Открытки. Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам).
Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Форма предмета и его украшение.
Искусство на улицах твоего города (7ч.)
Памятники архитектуры. Изучение, изображение архитектурного памятника родных
мест.
Парки, скверы, бульвары. Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для
отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера
Ажурные ограды. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной
цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Волшебные фонари. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д.
Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование
формы фонаря из бумаги.
Витрины. Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины
любого магазина (по выбору детей).
Удивительный транспорт. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме
машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин
(наземных, водных, воздушных).
Труд художника на улицах твоего города (села). Одно или несколько коллективных
панно
панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в
виде диорамы.
Художник и зрелище (11ч.)
Художник в цирке. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища.
Изображение циркового представления и его персонажей.
Художник в театре. Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы
персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол. Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы,
куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ
куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Маска. Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски,
маски на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Афиша и плакат. Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт,
изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в
классе выставки всех работ по теме.
Школьный карнавал. Роль карнавала. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза
занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
Художник и музей (8ч.)
Музеи в жизни города. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции.
Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Картина – особый мир. Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.
Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению,
выражение настроения.
Картина-пейзаж. Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н.
Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко
выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый
пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми,
глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или
по представлению (портрет подруги, друга).
Картина – натюрморт. Знакомство с жанром натюрморта. Изображение натюрморта
«Праздничный стол».
Картины исторические и бытовые. Знакомство с произведениями исторического и
бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему
русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье)
Скульптура в музее и на улице. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на
улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или
животного (в движении) для парковой скульптуры.
Художественная выставка. «Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник
искусства по своему собственному сценарию.
Каждый человек - художник. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в
жизни каждого человека».
Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количест
во часов
1 четверть – 9 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Искусство в твоем доме – 8 часов
Осенний вернисаж. Прощаемся с летом.
1
Посуда у тебя дома. Гостеприимство адыгов.
1
1
Обои и шторы у тебя дома.
Мамин платок. Адыгейский орнамент. Украшение
1
женской шапочки
Твои книжки. Рисуем отгадки к адыгейским
1
загадкам
1
Открытки.
1
Труд художника для твоего дома. Художники Адыгеи.
Труд художника для твоего дома (обобщение).
1
Искусство на улицах твоего города - 7 часов
Памятники архитектуры. Памятники в Адыгее.
1
2 четверть – 7 часов
Парки, скверы, бульвары.
1
Ажурные ограды. Искусство ковки в традициях
1
славянского населения Адыгеи
Волшебные
фонари.
Адыгейский
народный
1
орнамент в современной архитектуре.
Витрины. Адыгейский народный орнамент в
1
современной архитектуре (мозаичное панно)
Удивительный транспорт.
1
Труд художника на улицах твоего города (обобщение).
1
Художник и зрелище - 11 часов
Художник в цирке.
1
3 четверть – 10 часов
Художник в цирке. (Сцена из спектакля)
Художник в театре.
Художник в театре. Иллюстрирование адыгейской
сказки «Сэтэнай-цветок»
Театр на столе.
Театр кукол. Театр Адыгеи.
Маски. Театральные маски.
Афиша и плакат.
Праздник в городе. Праздники в Адыгее.
Школьный карнавал.
Художник и зрелище (обобщение).
4 четверть –8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Художник и музей - 8 часов
Музей в жизни города. Художественные музеи
1
Адыгеи
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
фактическая
28
29
30
31
32
33
34
Картина – особый мир. Картина – пейзаж. Культ
священных деревьев у адыгов.
Картина – пейзаж.
Картина – портрет.
Картина – натюрморт. Знакомство с картинами
художников Адыгеи В.М. Мехеда, Б.И. Воронкина,
Е.Г. Пелипенко, С.М. Умарова
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Скульптура, монументальное декоративное
искусство Адыгеи
Художественная выставка (обобщение)
1
1
1
1
1
1
1