Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская,
Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. (Образовательная система «Школа Росии»)
В программе учтены региональные особенности содержания образования, на которое отведено
10 – 15% учебного времени, не менее 0, 5 часа на изучение каждой темы.
Планируемые результаты учебного предмета
Обучающиеся научатся:
1.
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения,
позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
2.
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических
композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на
элементарных детских музыкальных инструментах;
3.
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми;
4.
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач;
5.
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый
опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности.
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров,
включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной
и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских
народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и
основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой
исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации,
различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах
построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со
сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в
исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и
певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на
детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в
характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
-представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. РимскийКорсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К.
Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;
-музыкальными понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей,
диез, бемоль, ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с
дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в
одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении
доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в
классе, представлять результаты проектной деятельности.
В течение учебного года обучающиеся должны знать/понимать:
Слова и мелодию Гимна России;
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;названия изученных жанров и
форм музыки;
4.
Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
(праздники, обряды);
5.
Названия изученных произведений и их авторов;
6.
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров
и хоров.
Уметь:
7.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
8.
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
9.
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
10.
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом
движении;
11.
Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с
элементами двухголосия;
12.
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).
1.
2.
3.
Содержание курса
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд),
современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является
введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры —
«от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры
других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей,
составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов
музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят
отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей,
предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций,
изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе,
который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую
часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального
искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем
мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационновременную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что
занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от
достижения личностных и метапредметных результатов
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в
жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина
мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное
проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,
танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и
поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная
музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной
речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад
и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных
интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и
контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни
страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся
исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и
фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,
DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие
голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные
инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические
традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для
общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной:
«Музыка. 3 класс».
.
Критерии отбора музыкального материала: это художественная ценность музыкальных
произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основные методические принципы: увлеченность, триединство деятельности композитора –
исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную
музыкальную культуру.
Основные виды музыкальной деятельности:
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию,
характеру и средствам
музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной
природе музыки во всем
многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и
исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи
музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на
элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных
произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах
выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через
пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций.
Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой
деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение
образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных
искусств.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во
час
I четверть – 9 часов
Россия - Родина моя (5 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Мелодия – душа музыки.
Природа и музыка. Лирические образы русских
романсов.
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава.
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Вариации на адыгейские народные темы.
День, полный событий (4 ч)
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка.
Образы утренней природы в музыке русских и
зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ).
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан
человек. Музыкальные фольклоры адыгов.
В детской. Игры и игрушки. На прогулке.
Детские пьесы «Нарт Саусырыко».
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День,
полный событий».
II четверть -7 часов
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)
Два музыкальных обращения к Богородице .
Песни – молитвы адыгов.
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая
песнь материнства. Эмоционально-образное родство
образов.
Образ матери в современном искусстве.
Праздники Православной церкви. Вход Господень в
Иерусалим (Вербное воскресенье).
Музыкальный образ праздника в классической и
современной музыке.
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.
Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на
новогоднем празднике. Итоговое тестирование
учащихся.
III четверть -10 часов
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Былина как древний жанр русского песенного
фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о
Садко и Морском царе.
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и
Садко). Образ певца-пастушка Леля.
Масленица – праздник русского народа. Звучащие
картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы
«Снегурочка» Н.Римского-Корсакова.
«В музыкальном театре» (5 ч)
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана,
Людмилы, Черномора..
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы
Фарлафа, Наины. Увертюра.
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов
Портреты адыгских композиторов и поэтов.
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ
Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в
Дата
проведения
по плану
Дата
проведения
фактическая
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.
Римского-Корсакова
«Океан – море синее» вступление к опере «Садко».
Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.
Чайковского.
Мюзиклы: «Звуки музыки». Современная музыка А.
Нехая.
«В концертном зале » (4 ч)
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная
песня в Концерте.
IV четверть - 8 часов
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие
картины. Музыкальные инструменты –флейта, скрипка.
Образы музыкантов в произведениях живописи.
Обобщение.
«В концертном зале» (2 ч)
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме
Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их
музыкального развития: «Утро», «В пещере горного
короля». Женские образы сюиты, их интонационная
близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня
Сольвейг»
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2
части). Особенности интонационно-образного развития
образов.
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление
особенностей музыкального языка
композитора(инструментальные и вокальные
сочинения).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной
силе музыки. Джаз – одно из направлений современной
музыки.
Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и
С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля
композитора.
Особенности музыкального языка разных
композиторов. Творчество А. Нехая.
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9
Л.Бетховена).