Рабочая программа по окружающему миру

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
«Школа России»:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2 частях – М: Просвещение,
2017;
- Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 3 класса в 2 частях - М.:
Просвещение, 2018;
- Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 3 класса - М: Просвещение, 2018.
В программе учтены региональные особенности содержания образования, на
которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой
темы.

Планируемые результаты учебного предмета
Человек и природа
Обучающийся научится:
-

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

–

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления

живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
–

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних

признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы;
–

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,

используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
–

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных

носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;
–

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,

определитель растений и животных на основе иллюстраций, компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
–

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений

или описания свойств объектов;
–

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,

взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;

–

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить

примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
–

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил

безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за

ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор
мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
–

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для

сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
–

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной

среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
–

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе

познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
–

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего

региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте
мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
–

различать

прошлое,

настоящее,

будущее;

соотносить

изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных
событий на «ленте времени»;
–

используя дополнительные источники информации (на бумажных и

электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся
знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
–

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных

группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания
чувств других людей и сопереживания им;

–

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и

детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
–

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими

социальными группами;
–

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека

в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах

образовательной

организации, социума, этноса, страны;
–

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные

договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
–

определять общую цель в совместной деятельности

и пути ее

достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой
природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными
и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие
память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное).
Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия
воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы,
представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, пихтовые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и

развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на
растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
предающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.
Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль
животных в роде и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из
Красной книги. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
роде и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах
питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в
организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги
здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет
ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении
безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на
улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от
загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа. Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары
и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда
от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность
и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая
промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической
катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной
экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными
растениями.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,
основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны,
граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте. Столицы,
особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и
каждого человека.

Тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения
по плану

1 четверть – 18 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.

Как устроен мир - 7 часов.
Природа. Ценность природы для людей.
1
Человек.
1
1
Наши проекты: «Богатства, отданные
людям».
Общество.
1
Что такое экология.
1
Природа в опасности! Охрана природы.
1
Красная книга Адыгеи.
Обобщение знаний по теме «Как устроен
1
мир». Проверочная работа №1
Эта удивительная природа - 19 часов.
Тела, вещества, частицы. Практическая
1
работа № 1
Разнообразие веществ. Практическая
1
работа № 2 «Обнаружение крахмала в
продуктах»
1
Воздух и его охрана. Практическая
работа № 3 «Свойства воздуха».
Вода. Практическая работа № 4
1
«Свойства воды».
1
Превращения и круговорот воды.
Практическая работа № 5
1
Берегите воду!
Что такое почва. Практическая работа
1
№ 6 «Состав почвы».
Разнообразие растений. Практическая
1
работа № 7 «Изучаем способы
распространения плодов».
Солнце, растения и мы с вами.
1
Размножение и развитие растений.
1
Охрана растений. Охрана
1
растительного мира Адыгеи.

2 четверть – 14 часов
19. Разнообразие животных.
20. Кто что ест.
21. Наши проекты: «Разнообразие природы
родного края».
22. Размножение и развитие животных.
23. Охрана животных. Охрана животного
мира Адыгеи.
24. В царстве грибов.
25. Великий круговорот жизни.

1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения
фактическая

26. Обобщение знаний по теме: «Эта
удивительная природа». Проверочная
работа №2
Мы и наше здоровье - 10 часов.
27. Организм человека.
28. Органы чувств.
29. Надёжная защита организма.
Практическая работа № 8 «Знакомство
с внешним строением кожи».
30. Опора тела и движение.
31. Наше питание. Адыгский этикет.
32. Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

1
1
1

1
1
1

3 четверть – 20 часов
33. Дыхание
и
кровообращение.
Практическая работа № 9 «Подсчет
ударов пульса».
34. Умей предупреждать болезни.
35. Здоровый образ жизни.
36 Обобщение знаний по теме «Мы и наше
здоровье». Проверочная работа №3.
Наша безопасность - 8 часов.
37. Огонь, вода и газ.
38 Чтобы путь был счастливым.
39. Дорожные знаки.
40. Наши проекты: «Кто нас защищает».
41. Опасные места.
42. Природа и наша безопасность.
43. Экологическая безопасность.
Практическая работа № 10
«Устройство и работа бытового
фильтра для очистки воды».
44. Обобщение знаний по теме «Наша
безопасность». Проверочная работа №4
Чему учит экономика - 12 часов.
45. Для чего нужна экономика. Экономика
Адыгеи
46. Природные богатства и труд людей –
основа экономики.
47. Полезные ископаемые Практическая
работа № 11 «Полезные ископаемые».
48. Растениеводство. Практическая работа
№ 12 «Знакомство с культурными
растениями».
49. Животноводство.
50. Какая бывает промышленность.
51. Наши проекты: «Экономика родного
края».
52. Что такое деньги.

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

4 четверть - 16 часов
53.
54.
55.
56.

Государственный бюджет.
1
Семейный бюджет.
1
Экономика и экология.
1
Обобщение знаний по теме «Чему учит
1
экономика». Проверочная работа №5
Путешествие по городам и странам (12 ч)

57. Золотое кольцо России. Памятники
истории и культуры Адыгеи.
58. Золотое кольцо России.
59. Золотое кольцо России.
60. Наши проекты: «Музей путешествий».
61. Наши ближайшие соседи.
62. На севере Европы.
63. Что такое Бенилюкс.
64. В центре Европы.
65. По Франции и Великобритании.
66. На юге Европы.
67. По знаменитым местам мира. Соборная
мечеть Республики Адыгея.
68. Обобщение
знаний
по
теме
«Путешествие по городам и странам».
Проверочная работа №6.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».