Рабочая программа по обществознанию

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
8 класс
учителя истории
Кузьминой Г. П.
на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая учебная программа Обществознание. 8 класс составлена на основе
общеобразовательных
Просвещение, 2015

учреждений/

Боголюбов

Л.Н.,А.Ю.Лазебниковой,

учебника для
Н.И.Городецкой– М.:

Согласно учебному плану предмет Обществознание относится к области
Общественно-научных предметов и на его изучение в 8 классе отводится 35часов (35 учебных
недель), из расчета 1 час в неделю.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Предметные результаты (по разделам):
Личность и Общество
Выпускник научится:

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать
роль природы в жизни человека;


распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;


характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях
и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;


конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественного развития;


осознанно содействовать защите природы.

Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;

 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Экономика
Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей
и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;


раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;


характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;


называть и конкретизировать примерами виды налогов;



характеризовать функции денег и их роль в экономике;



раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;


анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;


бюджета;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного


использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;


обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание программы учебного предмета 8 класс (35 ч)
Введение. (1ч)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться
успехов в работе, в классе и дома.
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество
как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общест ва. Человечество
в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы
современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития
духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро
и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные
обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть
внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные
знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы
образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее
значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание
роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры.
Религиозные ор ганизации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы.
Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный
статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в
современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические
группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном
обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики:
что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических
систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производ ства. Разделение труда и
специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые
формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические
меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение (2 ч)
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «Обществознание» 8
класс – 8 ч. Они распределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполнения
познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, включены
уроки регионального компонента 1 час самостоятельно и 7 занятий в контексте темы урока

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

всего

9 часов

7 часов

10 часов

9 часов

35

.

Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 8-го класса
№

Разделы, темы, количество часов
Тип урока

Домашнее
задание

1

Что делает человека
человеком?

§ 1, задания,

2

Человек, общество,природа.

§ 2, задания и вопросы,
Учебный проект
« Экологии вашей станицы».
§ 3, вопросы, задания Эссе «Мы изменили
свое окружение так радикально, что теперь
должны изменить себя, чтобы жить в этом
новом окружении».

Общество - как форма
жизнедеятель
ности людей.
3
.Экология
Республики Адыгея.
4

«Развитие общества»

§4

5

Как стать личностью?

6

Урок повторение и
систематизация знаний по
теме «Личность и общество»

§ 5,
Эссе
Индивидуальность набор красок для
шедевра по названию «Личность», но еще
вовсе не сам шедевр»
Вопросы для повторения.

7

8

9

11

12

§ 7, вопросы и задания

Мораль

§ 8, практикум

Долг и совесть.
Люди
долга
республике.

10

вопросы и задания к § 6 Эссе «Если
культуры нет у людей в сердцах, то нигде
больше ее быть не может»

Сфера духовной жизни

в

Моральный выбор
ответственность

моей
–

это

Творческие работы
§ 9, учебный проект «Быть или казаться»

§ 10, вопросы и задания Эссе «Чем
человек просвещеннее, тем он полезнее
своему Отечеству»
§ 11, вопросы и задания Эссе «Ключом ко
Наука
в
современном всякой науке является вопросительный
обществе.
знак»
Развитие науки в республике
Образование

Даты фактически
по
плану

Адыгея.
13

14

15

16

17

19

20

21

22

2324
25
26

27

28

§ 12, вопросы и задания, сообщения о
Религия как одна из форм религиозных организациях
культуры.
РА;подготовиться к обобщению знаний по
Религиозные объединения в главе
Республике Адыгея.
Повторить выводы к главе
Обобщение и систематизация
по теме «Сфера духовной
культуры»
§ 13
Социальная структура
общества

Социальные статусы и роли

Нации и межнациональные
отношения в России и Адыгее.
Обобщение по теме
«Социальная сфера

Экономика и её роль в жизни
общества
Главные вопросы экономики

Собственность.
Виды собственности в
Республике Адыгея
Рыночная экономика
Производство – основа
экономики
Предпринимательская
деятельность.
Развитие
предпринимательства в
Республике Адыгея.
Роль государства в экономике

Распределение доходов

§ 14

§ 15проекты Проблемы в
поддержании социального мира
Повторение
тетради.

главы,рабочие

§ 17

§ 18, вопросы и задания

§ 19., вопросы и задания Эссе
«Гражданин без собственности не имеет
отечества».

§ 20, вопросы и задания

§ 21, вопросы и задания
§ 22, вопросы и задания Эссе «Главная
польза капитала не в том, чтобы сделать
больше денег, а в том, чтобы делать деньги
ради улучшения денег»

§ 23, вопросы и задания к §

§ 24, планирование модели бюджета своей
будущей семьи

29

30

31

32

33

3435

Потребление

Инфляция и семейная
экономика
Экономика моей
семьи.(проектная работа
Безработица, ее причины и
последствия

Мировое хозяйство и
международная торговля
Повторно-обобщающий урок
по теме «Экономическая
сфера»
Урок обобщения по курсу
Обществознания .
Итоговая практическая работа

§ 25, вопросы и задания

§ 26, практические задания к параграфу

§ 27, практические задания к параграфу

§ 28, практические задания к параграфу

Тестовая работа

Защита проектных работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».