РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию 8 класс учителя истории Кузьминой Г. П. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая учебная программа Обществознание. 8 класс составлена на основе общеобразовательных Просвещение, 2015 учреждений/ Боголюбов Л.Н.,А.Ю.Лазебниковой, учебника для Н.И.Городецкой– М.: Согласно учебному плану предмет Обществознание относится к области Общественно-научных предметов и на его изучение в 8 классе отводится 35часов (35 учебных недель), из расчета 1 час в неделю. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание» Предметные результаты (по разделам): Личность и Общество Выпускник научится: демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы. Сфера духовной культуры Выпускник научится: характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; описывать явления духовной культуры; объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России; находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; раскрывать роль религии в современном обществе; характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Экономика Выпускник научится: объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; бюджета; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Содержание программы учебного предмета 8 класс (35 ч) Введение. (1ч) Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе, в классе и дома. Тема 1. Личность и общество (6 ч) Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общест ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности. Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч) Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор ганизации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Тема 3. Социальная сфера (5 ч) Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Тема 4. Экономика (13 ч) Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производ ства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Итоговое повторение (2 ч) Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «Обществознание» 8 класс – 8 ч. Они распределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполнения познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, включены уроки регионального компонента 1 час самостоятельно и 7 занятий в контексте темы урока 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть всего 9 часов 7 часов 10 часов 9 часов 35 . Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 8-го класса № Разделы, темы, количество часов Тип урока Домашнее задание 1 Что делает человека человеком? § 1, задания, 2 Человек, общество,природа. § 2, задания и вопросы, Учебный проект « Экологии вашей станицы». § 3, вопросы, задания Эссе «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении». Общество - как форма жизнедеятель ности людей. 3 .Экология Республики Адыгея. 4 «Развитие общества» §4 5 Как стать личностью? 6 Урок повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» § 5, Эссе Индивидуальность набор красок для шедевра по названию «Личность», но еще вовсе не сам шедевр» Вопросы для повторения. 7 8 9 11 12 § 7, вопросы и задания Мораль § 8, практикум Долг и совесть. Люди долга республике. 10 вопросы и задания к § 6 Эссе «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может» Сфера духовной жизни в Моральный выбор ответственность моей – это Творческие работы § 9, учебный проект «Быть или казаться» § 10, вопросы и задания Эссе «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству» § 11, вопросы и задания Эссе «Ключом ко Наука в современном всякой науке является вопросительный обществе. знак» Развитие науки в республике Образование Даты фактически по плану Адыгея. 13 14 15 16 17 19 20 21 22 2324 25 26 27 28 § 12, вопросы и задания, сообщения о Религия как одна из форм религиозных организациях культуры. РА;подготовиться к обобщению знаний по Религиозные объединения в главе Республике Адыгея. Повторить выводы к главе Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной культуры» § 13 Социальная структура общества Социальные статусы и роли Нации и межнациональные отношения в России и Адыгее. Обобщение по теме «Социальная сфера Экономика и её роль в жизни общества Главные вопросы экономики Собственность. Виды собственности в Республике Адыгея Рыночная экономика Производство – основа экономики Предпринимательская деятельность. Развитие предпринимательства в Республике Адыгея. Роль государства в экономике Распределение доходов § 14 § 15проекты Проблемы в поддержании социального мира Повторение тетради. главы,рабочие § 17 § 18, вопросы и задания § 19., вопросы и задания Эссе «Гражданин без собственности не имеет отечества». § 20, вопросы и задания § 21, вопросы и задания § 22, вопросы и задания Эссе «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения денег» § 23, вопросы и задания к § § 24, планирование модели бюджета своей будущей семьи 29 30 31 32 33 3435 Потребление Инфляция и семейная экономика Экономика моей семьи.(проектная работа Безработица, ее причины и последствия Мировое хозяйство и международная торговля Повторно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» Урок обобщения по курсу Обществознания . Итоговая практическая работа § 25, вопросы и задания § 26, практические задания к параграфу § 27, практические задания к параграфу § 28, практические задания к параграфу Тестовая работа Защита проектных работ