РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
8 класс
учителя истории
Кузьминой Г. П.
на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая учебная программа Обществознание. 8 класс составлена на основе
общеобразовательных
Просвещение, 2015
учреждений/
Боголюбов
Л.Н.,А.Ю.Лазебниковой,
учебника для
Н.И.Городецкой– М.:
Согласно учебному плану предмет Обществознание относится к области
Общественно-научных предметов и на его изучение в 8 классе отводится 35часов (35 учебных
недель), из расчета 1 час в неделю.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание»
Предметные результаты (по разделам):
Личность и Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать
роль природы в жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях
и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей
и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и
личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
бюджета;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание программы учебного предмета 8 класс (35 ч)
Введение. (1ч)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться
успехов в работе, в классе и дома.
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество
как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общест ва. Человечество
в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы
современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития
духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро
и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные
обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть
внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные
знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы
образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее
значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание
роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры.
Религиозные ор ганизации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода
совести.
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы.
Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный
статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в
современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические
группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном
обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики:
что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических
систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производ ства. Разделение труда и
специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые
формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические
меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение (2 ч)
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу «Обществознание» 8
класс – 8 ч. Они распределены по всем темам для увеличения времени на уроках для выполнения
познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, включены
уроки регионального компонента 1 час самостоятельно и 7 занятий в контексте темы урока
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
всего
9 часов
7 часов
10 часов
9 часов
35
.
Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 8-го класса
№
Разделы, темы, количество часов
Тип урока
Домашнее
задание
1
Что делает человека
человеком?
§ 1, задания,
2
Человек, общество,природа.
§ 2, задания и вопросы,
Учебный проект
« Экологии вашей станицы».
§ 3, вопросы, задания Эссе «Мы изменили
свое окружение так радикально, что теперь
должны изменить себя, чтобы жить в этом
новом окружении».
Общество - как форма
жизнедеятель
ности людей.
3
.Экология
Республики Адыгея.
4
«Развитие общества»
§4
5
Как стать личностью?
6
Урок повторение и
систематизация знаний по
теме «Личность и общество»
§ 5,
Эссе
Индивидуальность набор красок для
шедевра по названию «Личность», но еще
вовсе не сам шедевр»
Вопросы для повторения.
7
8
9
11
12
§ 7, вопросы и задания
Мораль
§ 8, практикум
Долг и совесть.
Люди
долга
республике.
10
вопросы и задания к § 6 Эссе «Если
культуры нет у людей в сердцах, то нигде
больше ее быть не может»
Сфера духовной жизни
в
Моральный выбор
ответственность
моей
–
это
Творческие работы
§ 9, учебный проект «Быть или казаться»
§ 10, вопросы и задания Эссе «Чем
человек просвещеннее, тем он полезнее
своему Отечеству»
§ 11, вопросы и задания Эссе «Ключом ко
Наука
в
современном всякой науке является вопросительный
обществе.
знак»
Развитие науки в республике
Образование
Даты фактически
по
плану
Адыгея.
13
14
15
16
17
19
20
21
22
2324
25
26
27
28
§ 12, вопросы и задания, сообщения о
Религия как одна из форм религиозных организациях
культуры.
РА;подготовиться к обобщению знаний по
Религиозные объединения в главе
Республике Адыгея.
Повторить выводы к главе
Обобщение и систематизация
по теме «Сфера духовной
культуры»
§ 13
Социальная структура
общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные
отношения в России и Адыгее.
Обобщение по теме
«Социальная сфера
Экономика и её роль в жизни
общества
Главные вопросы экономики
Собственность.
Виды собственности в
Республике Адыгея
Рыночная экономика
Производство – основа
экономики
Предпринимательская
деятельность.
Развитие
предпринимательства в
Республике Адыгея.
Роль государства в экономике
Распределение доходов
§ 14
§ 15проекты Проблемы в
поддержании социального мира
Повторение
тетради.
главы,рабочие
§ 17
§ 18, вопросы и задания
§ 19., вопросы и задания Эссе
«Гражданин без собственности не имеет
отечества».
§ 20, вопросы и задания
§ 21, вопросы и задания
§ 22, вопросы и задания Эссе «Главная
польза капитала не в том, чтобы сделать
больше денег, а в том, чтобы делать деньги
ради улучшения денег»
§ 23, вопросы и задания к §
§ 24, планирование модели бюджета своей
будущей семьи
29
30
31
32
33
3435
Потребление
Инфляция и семейная
экономика
Экономика моей
семьи.(проектная работа
Безработица, ее причины и
последствия
Мировое хозяйство и
международная торговля
Повторно-обобщающий урок
по теме «Экономическая
сфера»
Урок обобщения по курсу
Обществознания .
Итоговая практическая работа
§ 25, вопросы и задания
§ 26, практические задания к параграфу
§ 27, практические задания к параграфу
§ 28, практические задания к параграфу
Тестовая работа
Защита проектных работ