Рабочая программа по истории

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
8 класс

учителя истории
Кузьминой Г. П.

на 2020 – 2021 учебный год

1

Рабочая учебная программа по истории 8 класс составлена на основе
учебников.И.Л.Андреева, И.Н.Федорова,И.В.Амосовой История России ХYI –XYII века М.Дрофа
2018; Т.В.Коваль А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина .Всеобщая история. История Нового времени .М.
Просвещение 2017г
Направленность программы: общеобразовательная.
Срок реализации программы 1 год. 2020-2021гг.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной
дисциплины в 8 классе в общем объеме 70 часов в год, два часа в неделю.
Курс «История России» в 8 кассе изучается в объеме 40 часов, Всеобщая история – 30 часов.
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс - 6 часов.
Срок реализации программы 1 год. 2020-2021
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
18 часов
14 час
20 часов
18 часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета.

всего
70

В результате изучения истории на базовом уровне ученик научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений,
ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах
важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать
о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей
истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между
народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались
общие черты и особенности;
2

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний
исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
(40 часов)
Глава 1. Рождение Российской империи (13 часов)
Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в
конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
22Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие
бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и
его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы
металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в
создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного
труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной
подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в
управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по
отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в мест- ном управлении и
усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и
губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и
бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в
Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их
преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за
гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его
последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский
поход Петра I.
Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной
политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов.
Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета
«Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие
Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху.
Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
23Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в
образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде.
Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде,
развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Глава 2. Россия в 1725-1762 годах (7часов)
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм.
Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова.
«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет ми- нистров. Роль Э. Бирона,
А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего
жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.
3

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И.
Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов.
Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней
торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.
Глава 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II (19 часов)
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения.
«Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель.
Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало
выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное
экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение
представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и
уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском
управлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация
украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества.
Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по при влечению иностранцев в Россию.
Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности
и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные,
государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по
отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль
крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии
промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян
к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности,
распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских
династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные
системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле.
Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во
внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения.
Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю
политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А.
Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А.
Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством.
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией.
Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А.
Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х
годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства.
Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и
третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение
Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под
предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.
В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство Определяющее влияние идей Просвещения в российской
общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые
4

журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина.
Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его
«Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры
после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство в
России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной
культуры (барокко, классицизм, рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых,
художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского
народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы.
Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная
задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение
Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания.
Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие
литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.
М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы»
людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института
благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский
университет — первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга, формирование его городского
плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы
и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в
обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия
художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния
в изобразительном искусстве в конце столетия.
Народы России в XVIII веке. Управление окраинами империи. Башкирские восстания.
Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие
переселенцы. Формирование черты оседлости.
Россия при Павле I. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление
абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического
и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние
на политику страны. Указы о наследии престола и о трехдневной барщине.
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Меры
в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.
Региональный компонент
Культура адыгов: изменения в быту. Казаки на Кавказе. Внешняя политика России в 17621796 гг.: русско-турецкие войны. Быт Адыгов в XVIII веке. Наш регион в XVIII
в.Внешнеполитические связи.
Содержание курса Новая история .(30 часов)
Мир к началу XVIII века. В поисках модернизации.Достижения европейцев.
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли.
Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре.
Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа.
Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения
как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом
5

устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении
властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические
учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового
государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки
современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи
Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное
искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А.
Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых
сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических
ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная
революция
в
Англии.
Развитие
в
деревне
капиталистического
предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности.
Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии
промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Франция при Старом порядке. Германские земли в XVIII в .Австрийская династия
Габсбургов в XVIII в.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных
Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие
колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование
североамериканской нации. Идеология американского общ ества. Б. Франклин —
великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т.
Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г.
Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози ция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического
развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо —
выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало
революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света»
генерал Лафайет.
Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн.
Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат,
Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и
«Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и
нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи.
Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский
переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи
Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Османская империя и Персия в XVIII в.
Традиционные общества Востока
Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли;
общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока:
конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
6

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов.
Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии,
Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие»
Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая
отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер
общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Календарно-тематическое планирование
История России
8 класс (40 часов)
№

Тема урока

1

Введение. Россия в – XVIII веке .
1 час
Глава 1. Рождение Российской империи 11часов
Предпосылки петровский преобразований.
Начало петровских преобразований. Азовские
походы.Великое посольство.
Причины и начало Северной войны.
Северная война: от Полтавы до Ништадта.
Обновленная Россия.Государственные реформы.

2
3
4
5

Дата
по
плану

Дата
факт

Домашнее
задание
(инвариантная
часть)
с. 5-7
с.8-13,18
с. 13-18
с. 19-24
с. 24-30, карта
§ 4-5

6
7
8
9

Обновленная
Россия.Социально-экономические
преобразования.
Общество и государство. Тяготы реформ.
«Новая Россия». Итоги реформ Петра I.

10

Преобразования в сфере культуры и быта.

11

Северо-Западный
Кавказ
в
–
XVIII
веке.Территория.хозяйство.население.
Обобщающий урок по теме «Рождение Российской
империи».

12

Глава 2. Россия в 1725-1762 годах
8часов
13- Россия после Петра I
14
15 Царствование Анны Иоанновны
16 Правление
Елизаветы
Петровны:
«дела
государственные», внутренняя политика
17 Правление Елизаветы Петровны: социальная
политика, развитие культуры и образования
18 Внешняя политика России в 1741-1762 гг.
19 Обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1762 гг.»

§ 4-5
§6
с. 53-56, проект
(с.641*)
с. 56-63, проект
(с.64*)
Ист.Адыгеи
повторить § 17Проекты по
теме
§8
§9
§ 10с. 86-93
§ 11с. 93-100
§12, карта
повторить §812,тзадания в
тетради

7

Политическое устройство адыгов в XVIII веке.
Ист.Адыгеи
Глава 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II 20 часов
21 Правление Петра III. Вступление на престол
§ 13с. 108-109
Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм».
22 Экономические реформы Екатерины II. Уложенная
§ 14c. 110-117,
комиссия
23. Пугачевское восстание.
§ 15с. 117-124
24 Казаки на Кавказе.
Ист.Адыгеи
25- Жизнь империи в 1775-1796 гг.
§ 16-17
26.
27. Внешняя политика России в 1762-1796 гг.: русско§ 18с. 141-149,
турецкие войны. Адыгея в международных
карта
отношениях в XVIII веке.
28. Внешняя политика России в 1762-1796 гг.: западное
§ 19. 152-156,
направление
сообщения
29. Урок-практикум «Русское военное искусство в
с. 149-152, , с.
XVIII веке»
170
(документ)проект
30. Рубеж веков. Павловская Россия: внутренняя
c. 157-161
политика Павла I
31. Рубеж веков. Павловская Россия: внешняя политика
с. 161-170
Павла I
32. Обобщающий урок по теме «Россия в период
повторить записи
правления Екатерины II и Павла I»
в тетради
33- Культура России 2-й половины XVIII века
§ 22-23, рабочий
34.
лист
35 Быт россиян в XVIII веке
§ 24
36 Быт адыгов в XVIII веке
проекты
37- XVIII век-блестящий и героический
38
39 Урок итогового повторения и обобщения «Россия в
повторить даты,
конце XVII – XVIII веке»
термины,
правителей
40. Внешние связи адыгов.
записи в тетради,
сообщения
Новая история 8 класс 30 часов
20

№
п/п

Тема урока

Дата по
плану

Глава 1 Становление индустриального общества.(9часов)
41 Мир к началу XVIII в.

Дата
факт

Домашнее
задание

Введение

42

«Европейское чудо»

§ 1,2

43

«Европейское чудо»

§4

44

В поисках путей модернизации. Идеи
просвещенного абсолютизма.

лекция

45

Европа меняющаяся

§5

46

Эпоха просвещения. Время преобразований

§20
8

47

Великие просветители Европы

§20

47

Мир художественной культуры Просвещения

§21проекты

49

Мир художественной культуры Просвещения

§21проекты

50

Международные отношения XVIII в.

§18

51

Международные отношения XVIII в.

§19

52

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Рождение нового мира»

Тест

53

Англия на пути к индустриальной эре.

§22

54

Франция при Старом порядке

§3

55

Германские земли в XVIII в.

лекция

56

Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в.

лекция

57

Повторительно – обобщающий урок по теме «
Европейские страны в XVIII в»

58

Английские колонии в Северной Америке

§23

59

Война за независимость английских колоний в
Америке

§24

60

Создание Соединённых Штатов Америки

§24

61

Причины и начало французской революции

§25

62

Французская революция от монархии к республике

§26

63

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона

§27

64

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона

§27

65

Урок-практикум по теме «Великая французская
революция»

§25-27

66

Повторительно – обобщающий урок по теме
«Эпоха революций»

§23-27

67

Османская империя и Персия в XVIII в.

лекция

68

Государства востока в эпоху нового времени,
начало европейской колонизации.
Китай, Индия, Япония в Новое время.

§28

Повторительно – обобщающий урок по
Всеобщей историив XVIII в.

тест

69
70

§29

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».