Рабочая программа
по биологии
8 класс
учителя биологии
Шека Н.И.
на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по биологии ориентирована на учебник:
Учебник А.Г Драгомилов, Г.Д Маш Биология 8 кл М.: Вентана- Граф, 2015.
В программе учтены региональные национальные этно-культурные особенности содержания
образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой
темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
•
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
•
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
•
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
•
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
•
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
•
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
•
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
•
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
•
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
•
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
•
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
•
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
•
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать
ее, переводить из одной формы в другую;
•
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
•
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
•
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на
здоровье человека.
•
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
•
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Организма человека. Общий обзор
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда
обитания человека. Защита среды обитания человека. Биологическая
природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология,
гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека. Место и роль
человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них Место
человека в системе органического мира. Общий обзор организма человека. Уровни организации.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя
среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств
организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ,
биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и
развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и
нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и
торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и
обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный
рефлекс и др.
Раздел 2. Опорно-двигательная система
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы, их функции. Химический
состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к
прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы
соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и
сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа
скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Значение физических
упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Изменение мышцы при
тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и
статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы:
ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и
наличия плоскостопия.
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 3. Кровь. Кровообращение.
Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Компоненты внутренней среды: кровь,
тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Кровь. Состав крови: плазма и
форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание
крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Лимфа. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И.
Мечников. Антигены и антитела. Аллергические реакции. Специфический и неспецифический
иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в
иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота
инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение
инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Предупредительные
прививки. Лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный
иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка
органов и тканей.
Транспорт веществ. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение
кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца.
Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Кровяное
давление (артериальное), пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при
заболевании сердца и сосудов. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Раздел 4. Дыхательная система
Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания.
Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных
путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и
тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: нервная и гуморальная. Охрана воздушной
среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная
ёмкость лёгких. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их выявление и
предупреждение. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Приёмы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего, заваливании землёй, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Вред табакокурения и других вредных привычек на организм. Инфекционные
заболевания и меры их профилактики.
Лабораторные и практические работы
Дыхательные движения.
Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 5. Пищеварительная система
Питание. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Пищеварение.
Значение пищеварения. Пищеварительная система. Строение и функции пищеварительной
системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах
пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания
органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и
гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при
глотании.
Раздел 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Обмен веществ и
превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые
аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.
Энергозатраты человека и пищевой рацион. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по
результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Раздел 7. Мочевыделительная система
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Значение органов выделения в
поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их
строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания
органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 8. Кожа
Покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в терморегуляции и
обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и
волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.
Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги,
обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание организма. Приёмы оказания первой
помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 9. Эндокринная система
Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны, механизмы
их действия на клетки. Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их
влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и
поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Нарушения деятельности нервной и
эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Модель гортани с щитовидной железой.
Модель почек с надпочечниками.
Раздел 10. Нервная система
Нервная система. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и
головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Рефлексы
и рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга.
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и
новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и
замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших
полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной
системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы,
их взаимодействие.
Лабораторные и практические работы
Строение и функции спинного и головного мозга.
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего
мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и
парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы.
Анализаторы. Значение анализаторов. Органы чувств. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Строение и функции органа зрения. Положение и
строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая
часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их
предупреждение. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и
дальнозоркости. Коррекция зрения.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха.
Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения слуха и их
предупреждение. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Вестибулярный аппарат.
Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха.
Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика,
палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Строение и работа органа зрения.
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные,
слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 12. Поведение. Психика (5 ч)
Поведение и психика человека. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей
нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения.
Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Безусловное и условное торможение. Закон
взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А.
Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты,
запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная
деятельность, динамический стереотип. Особенности поведения человека. Биологические ритмы.
Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности
человека. Потребности людей и животных. Речь. Речь как средство общения и как средство
организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших
психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: мышление,
внимание, память. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и
негативизм. Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и
эмоциональные отношения. Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные
свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности
и мышления.
Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль
обучения и воспитания в развитии поведения и психики.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления).
Двойственные изображения. Иллюзии установки.
Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память,
консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном,
произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Размножение и развитие. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Половые железы
и половые клетки. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола
будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция,
оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность. Роды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от
него. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков.
Наследственные и врождённые заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Заболевания и инфекции, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их
профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое
созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности,
способности. Выбор жизненного пути.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние
физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние
здоровья.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Домашнее
задание
1
Биологическая и социальная природа
человека. Науки об организме человека.
РНЭО: Выдающиеся врачи Адыгеи
Структура тела. Место человека в живой
природе.
Клетка.
Л\р № 1. Действие фермента каталазы на
пероксид водорода
Ткани.
Л\р №2. Клетки и ткани под микроскопом
1
Стр 3-5
§1
1
§2
1
§3
1
1
§4
Системы органов в организме. Уровни
организации организма.
Скелет.
Строение и соединение костей
Л\р №3. Строение костной ткани
Состав костей. Л\р №4. Состав костей
Скелет головы и туловища.
1
§5
1
1
§6
1
1
§7
Скелет конечностей.
Первая помощь при травмах: растяжение
связок, вывихах суставов, переломах
костей.
Мышцы.
Работа мышц.
1
1
§8
§9
1
§10
§11
Нарушение осанки и плоскостопие.
Развитие опорно - двигательной системы.
РНЭО: Спортсмены Адыгеи
Значение крови и ее состав.
Л\р №5. Сравнение крови человека и
лягушки.
Иммунитет.
1
1
§12
§13
1
§14
1
§15
Тканевая совместимость и
переливание крови.
РНЭО: Служба переливания крови в РА
Строение и работа сердца. Круги
кровообращения.
1
§16
1
§17
21
Движение лимфы.
1
§18
22
Движение крови по сосудам.
1
§19
23
Регуляция работы сердца и кровеносных
сосудов. Предупреждение заболеваний
сердца и сосудов.
Первая помощь при кровотечениях.
1
§20-21
1
§22
Обобщающий урок по теме «Кровь.
Кровообращение».
1
Повт.
§14-22
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
24
25
Дата по
плану
Дата по
факту
Значение дыхания. Органы дыхания.
Строение легких. Газообмен в легких и
тканях.
Дыхательные движения. Регуляция
дыхания.
1
§23-24
1
§25-26
Болезни органов дыхания и их
предупреждение. Гигиена дыхания. РНЭО:
Состояние атмосферы в РА
Первая помощь при поражении органов
дыхания.
Обобщающий урок по теме «Дыхательная
система».
Значение пищи и ее состав.
РНЭО: Основные с/х культуры,
выращиваемые в РА
Органы пищеварения. Зубы.
1
§27
1
§28
1
Пов § 23-28
1
§29
1
§30-31
Пищеварение в ротовой полости и в
желудке.Л\р №6. Действие ферментов
слюны на крахмал.
Пищеварение в кишечнике.
1
§32
1
§33
Регуляция пищеварения.
Заболевания органов пищеварения.
РНЭО: Профилактика заболеваний ЖКТ в
РА
Обобщающий урок по теме
«Пищеварительная система».
1
1
§34
§35
1
пов§32-35
38
39
40
Обменные процессы в организме.
Нормы питания.
Витамины.
1
1
1
§36
§37
§38
41
42
Строение и функции почек.
Предупреждение заболеваний почек.
Питьевой режим.
РНЭО: Водные ресурсы РА
1
1
§39
§40
43
Значение кожи и ее строение. РНЭО:
Профилактика заболеваний кожи в РА
1
§41-42
44
Роль кожи в терморегуляции.
1
§43
45
Обобщение знаний по темам «Обмен
веществ и энергии»,
«Мочевыделительная система», «Кожа».
Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции.
Роль гормонов в обмене веществ.
РНЭО: Предупреждение эндокринных
заболеваний в РА
Значение, строение и функционирование
нервной системы.
1
пов§36-43
1
§44
1
§45
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
46
47
48
49
Автономный отдел нервной системы.
Нейрогормональная регуляция.
§46
§47-48
50
Спинной мозг.
§49
51
Головной мозг: строение и функции.
§50
52
54
Обобщение знаний по темам
«Эндокринная и нервная система».
Как действуют органы чувств и
анализаторы
Орган зрения и зрительный анализатор.
55
Заболевания и повреждения глаза.
§53
56
57
Органы слуха и равновесия.
Органы осязания, обоняния, вкуса.
§54
§55
58
Врожденные формы поведения.
Приобретенные формы поведения.
§56-57
59
Закономерности работы головного мозга
§58
60
Биологические ритмы. Сон и его значение.
§59
61
Особенности высшей нервной
деятельности человека.
§60
62
Воля и эмоции, внимание.
§61
63
Работоспособность. Режим дня.
§62
64
Обобщение знаний по темам:
«Анализаторы» и «Поведение и психика»
65
Половая система человека.
§63
66
Наследственные и врожденные заболевания.
РНЭО: Профилактика заболеваний,
передающихся половым путем в РА
§64
67
Внутриутробное развитие организма.
Развитие после рождения.
О вреде наркогенных веществ.
РНЭО: Профилактика наркомании в РА
Психологические особенности личности.
§65
53
68
69
70
6
Обобщающий урок «Человек и его
здоровье»
Повт
§44-50
§51
§52
§66
§67