Рабочая программа по биологии

Рабочая программа
по биологии
8 класс
учителя биологии
Шека Н.И.
на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по биологии ориентирована на учебник:
Учебник А.Г Драгомилов, Г.Д Маш Биология 8 кл М.: Вентана- Граф, 2015.
В программе учтены региональные национальные этно-культурные особенности содержания
образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой
темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
•

выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,

органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
•

аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,

родства человека с животными;
•

аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

•

аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики

заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
•

объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических

объектов и других материальных артефактов;
•

выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,

сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
•

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты

(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
•

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы

жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
•

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,

органов и систем органов;
•

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические

объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
•

знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной

организации труда и отдыха;
•

анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

•

описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

•

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:
•

объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой

доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
•

находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной

литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать
ее, переводить из одной формы в другую;
•

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному

здоровью и здоровью других людей;
•

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об

организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
•

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на
здоровье человека.
•

создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его

жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
•

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с

особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

Содержание тем учебного курса
Тема 1. Организма человека. Общий обзор
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда
обитания человека. Защита среды обитания человека. Биологическая
природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология,
гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека. Место и роль
человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них Место
человека в системе органического мира. Общий обзор организма человека. Уровни организации.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя
среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств
организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ,
биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и
развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и
нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и
торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и
обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы


Строение клеток и тканей.



Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный
рефлекс и др.
Раздел 2. Опорно-двигательная система
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы, их функции. Химический
состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к
прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы
соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и
сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа
скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Значение физических
упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Изменение мышцы при
тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и
статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы:
ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.
Лабораторные и практические работы


Микроскопическое строение кости.



Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.


Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и

наличия плоскостопия.


Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Раздел 3. Кровь. Кровообращение.
Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Компоненты внутренней среды: кровь,
тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Кровь. Состав крови: плазма и
форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание
крови. Роль кальция и витамина K в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Лимфа. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И.
Мечников. Антигены и антитела. Аллергические реакции. Специфический и неспецифический
иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в
иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота
инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение
инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья. Предупредительные
прививки. Лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный
иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка
органов и тканей.
Транспорт веществ. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение
кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца.
Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Кровяное
давление (артериальное), пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при
заболевании сердца и сосудов. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы


Микроскопическое строение крови человека и лягушки.



Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.



Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.



Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.



Опыты, выявляющие природу пульса.



Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Раздел 4. Дыхательная система
Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания.
Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных
путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и
тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: нервная и гуморальная. Охрана воздушной
среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная
ёмкость лёгких. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их выявление и
предупреждение. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Приёмы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего, заваливании землёй, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Вред табакокурения и других вредных привычек на организм. Инфекционные
заболевания и меры их профилактики.
Лабораторные и практические работы


Дыхательные движения.



Измерение жизненной ёмкости лёгких.



Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.



Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Раздел 5. Пищеварительная система
Питание. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Пищеварение.
Значение пищеварения. Пищеварительная система. Строение и функции пищеварительной
системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах
пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания
органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и
гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные и практические работы


Действие ферментов слюны на крахмал.



Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при

глотании.
Раздел 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Обмен веществ и
превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые
аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины.
Энергозатраты человека и пищевой рацион. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы


Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по

результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.


Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Раздел 7. Мочевыделительная система
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Значение органов выделения в
поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их
строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания
органов выделительной системы и их предупреждение.
Раздел 8. Кожа
Покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в терморегуляции и
обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и
волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний.
Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги,
обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание организма. Приёмы оказания первой
помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Лабораторные и практические работы



Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.



Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.



Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Раздел 9. Эндокринная система
Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны, механизмы
их действия на клетки. Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их
влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и
поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Нарушения деятельности нервной и
эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрация


Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.



Модель гортани с щитовидной железой.



Модель почек с надпочечниками.

Раздел 10. Нервная система
Нервная система. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и
головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Рефлексы
и рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга.
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и
новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и
замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших
полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной
системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы,
их взаимодействие.
Лабораторные и практические работы


Строение и функции спинного и головного мозга.



Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего

мозга.


Рефлексы продолговатого и среднего мозга.



Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и

парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы.

Анализаторы. Значение анализаторов. Органы чувств. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Строение и функции органа зрения. Положение и

строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая
часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их
предупреждение. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и
дальнозоркости. Коррекция зрения.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха.
Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения слуха и их
предупреждение. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Вестибулярный аппарат.
Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация


Модели глаза и уха.



Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика,

палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы


Строение и работа органа зрения.



Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные,



слуховые, тактильные иллюзии.



Обнаружение слепого пятна.



Определение остроты слуха.

Раздел 12. Поведение. Психика (5 ч)
Поведение и психика человека. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей
нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения.
Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Безусловное и условное торможение. Закон
взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А.
Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты,
запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная
деятельность, динамический стереотип. Особенности поведения человека. Биологические ритмы.
Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности
человека. Потребности людей и животных. Речь. Речь как средство общения и как средство
организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших
психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: мышление,
внимание, память. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и
негативизм. Эмоции и чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и
эмоциональные отношения. Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные
свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности
и мышления.
Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль
обучения и воспитания в развитии поведения и психики.

Демонстрация


Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления).



Двойственные изображения. Иллюзии установки.



Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память,

консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы


Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового

динамического стереотипа.


Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном,

произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Размножение и развитие. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Половые железы
и половые клетки. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола
будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция,
оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.
Беременность. Роды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от
него. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков.
Наследственные и врождённые заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Заболевания и инфекции, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их
профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое
созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности,
способности. Выбор жизненного пути.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние
физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние
здоровья.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Домашнее
задание

1

Биологическая и социальная природа
человека. Науки об организме человека.
РНЭО: Выдающиеся врачи Адыгеи
Структура тела. Место человека в живой
природе.
Клетка.
Л\р № 1. Действие фермента каталазы на
пероксид водорода
Ткани.
Л\р №2. Клетки и ткани под микроскопом

1

Стр 3-5
§1

1

§2

1

§3

1
1

§4

Системы органов в организме. Уровни
организации организма.
Скелет.
Строение и соединение костей
Л\р №3. Строение костной ткани
Состав костей. Л\р №4. Состав костей
Скелет головы и туловища.

1

§5

1
1

§6

1
1

§7

Скелет конечностей.
Первая помощь при травмах: растяжение
связок, вывихах суставов, переломах
костей.
Мышцы.
Работа мышц.

1
1

§8
§9

1

§10
§11

Нарушение осанки и плоскостопие.
Развитие опорно - двигательной системы.
РНЭО: Спортсмены Адыгеи
Значение крови и ее состав.
Л\р №5. Сравнение крови человека и
лягушки.
Иммунитет.

1
1

§12
§13

1

§14

1

§15

Тканевая совместимость и
переливание крови.
РНЭО: Служба переливания крови в РА
Строение и работа сердца. Круги
кровообращения.

1

§16

1

§17

21

Движение лимфы.

1

§18

22

Движение крови по сосудам.

1

§19

23

Регуляция работы сердца и кровеносных
сосудов. Предупреждение заболеваний
сердца и сосудов.
Первая помощь при кровотечениях.

1

§20-21

1

§22

Обобщающий урок по теме «Кровь.
Кровообращение».

1

Повт.
§14-22

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17

18
19

20

24
25

Дата по
плану

Дата по
факту

Значение дыхания. Органы дыхания.
Строение легких. Газообмен в легких и
тканях.
Дыхательные движения. Регуляция
дыхания.

1

§23-24

1

§25-26

Болезни органов дыхания и их
предупреждение. Гигиена дыхания. РНЭО:
Состояние атмосферы в РА
Первая помощь при поражении органов
дыхания.
Обобщающий урок по теме «Дыхательная
система».
Значение пищи и ее состав.
РНЭО: Основные с/х культуры,
выращиваемые в РА
Органы пищеварения. Зубы.

1

§27

1

§28

1

Пов § 23-28

1

§29

1

§30-31

Пищеварение в ротовой полости и в
желудке.Л\р №6. Действие ферментов
слюны на крахмал.
Пищеварение в кишечнике.

1

§32

1

§33

Регуляция пищеварения.
Заболевания органов пищеварения.
РНЭО: Профилактика заболеваний ЖКТ в
РА
Обобщающий урок по теме
«Пищеварительная система».

1
1

§34
§35

1

пов§32-35

38
39
40

Обменные процессы в организме.
Нормы питания.
Витамины.

1
1
1

§36
§37
§38

41
42

Строение и функции почек.
Предупреждение заболеваний почек.
Питьевой режим.
РНЭО: Водные ресурсы РА

1
1

§39
§40

43

Значение кожи и ее строение. РНЭО:
Профилактика заболеваний кожи в РА

1

§41-42

44

Роль кожи в терморегуляции.

1

§43

45

Обобщение знаний по темам «Обмен
веществ и энергии»,
«Мочевыделительная система», «Кожа».
Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции.
Роль гормонов в обмене веществ.
РНЭО: Предупреждение эндокринных
заболеваний в РА
Значение, строение и функционирование
нервной системы.

1

пов§36-43

1

§44

1

§45

26

27
28

29
30
31

32
33

34
35
36

37

46
47

48
49

Автономный отдел нервной системы.
Нейрогормональная регуляция.

§46
§47-48

50

Спинной мозг.

§49

51

Головной мозг: строение и функции.

§50

52

54

Обобщение знаний по темам
«Эндокринная и нервная система».
Как действуют органы чувств и
анализаторы
Орган зрения и зрительный анализатор.

55

Заболевания и повреждения глаза.

§53

56
57

Органы слуха и равновесия.
Органы осязания, обоняния, вкуса.

§54
§55

58

Врожденные формы поведения.
Приобретенные формы поведения.

§56-57

59

Закономерности работы головного мозга

§58

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

§59

61

Особенности высшей нервной
деятельности человека.

§60

62

Воля и эмоции, внимание.

§61

63

Работоспособность. Режим дня.

§62

64

Обобщение знаний по темам:
«Анализаторы» и «Поведение и психика»

65

Половая система человека.

§63

66

Наследственные и врожденные заболевания.
РНЭО: Профилактика заболеваний,
передающихся половым путем в РА

§64

67

Внутриутробное развитие организма.
Развитие после рождения.
О вреде наркогенных веществ.
РНЭО: Профилактика наркомании в РА
Психологические особенности личности.

§65

53

68
69
70
6

Обобщающий урок «Человек и его
здоровье»

Повт
§44-50
§51
§52

§66
§67


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».