Рабочая программа по биологии

Рабочая программа
по биологии
6 класс
учителя биологии
Шека Н.И.
на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.: учеб. для 6 кл. общеобразовательных. учеб. заведений. -М.:
Мнемозина, 2020. - 160с: ил.
В программе учтены региональные национальные этно - культурные особенности содержания
образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение
каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающийся 6-го класса научится:
Предметные результаты:













выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений)
и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, производить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
осуществлять классификацию растений на основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
раскрыть роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в
жизни человека;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей
органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать примы выращивания и размножения культурных растений, уход
за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся получит возможность научиться:






находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению представителей царства
растений, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и
защищать ее;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни в всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);











осознанно использовать знание основных правил поведения в природе; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебноисследовательских задач по изучению влияния человека на растительный мир;
объективно оценивать биологическую информацию; критически относиться к
псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по биологии для практической деятельности
человека.

Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
-предполагать, какая информация нужна;
-отбирать необходимые словари, справочники, энциклопедии:
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-выстраивать логическую цепь рассуждений;
-представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением
средств ИКТ.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее
достижения;
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
Обучающийся получит возможность научиться:
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
-использовать наряду с основными дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, средства ИКТ);
-в ходе представления проекта давать оценку его результатов;
-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-организовывать взаимодействие в группе;
-прогнозировать последствия коммуникативных решений;
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Обучающийся получит возможность научиться:
-отстаивать, при необходимости, свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать
аргументы фактами;

-слушать других, принимать чужую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
-чувство гордости за красоту родной природы;
-простые правила поведения на природе;
-осознание себя гражданином России.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций эстетических и
культурных предпочтений;
-уважительного отношения к иному мнению.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации.

Содержание учебного предмета
1. Жизнь растений (9ч)
Минеральное питание растений. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях.
Дыхание растений. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. Прорастание
семян. Рост и развитие растений. Биологическое значение размножения. Особенности
размножения растений. Половое размножение покрытосеменных растений. Вегетативное
размножение покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
«Размножение растений листьями».
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
2. Систематика растений (9 ч)
Понятие о систематике как разделе биологической науки. Водоросли: зеленые, бурые, красные.
Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Высшие семенные растения. Голосеменные и
Покрытосеменные, или Цветковые растения. Класс Двудольные. Семейство Капустные или
Крестоцветные. Семейство Розоцветные. Класс Двудольные. Семейство Бобовые или
Мотыльковые. Семейство Зонтичные, или Сельдереевые. Класс Двудольные. Семейство
Паслёновые. Семейство Астровые, или Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейство Злаки,
или Мятликовые. Семейство Лилейные.
3. Вирусы. Бактерии (5 ч)
Вирусы - неклеточная форма жизни. Общая характеристика бактерий.
Взаимоотношение бактерий с другими организмами. Питание и размножение бактерий.
Азотфиксирующие и фотосинтезирующие бактерии. Бактериальные болезни растений. Значение
бактерий.
Лабораторная работа «Изучение клубеньков бобовых растений».
4. Грибы (5ч)
Общая характеристика грибов. Экологические группы грибов. Питание и размножение грибов.
Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы – паразиты. Значение грибов в природе и
в жизни человека. Общая характеристика и экология лишайников.
Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба».
5. Развитие растительного мира на Земле. Жизнь организмов в сообществах (4 ч)
Эволюция растений. Растительные сообщества. Типы растительности. Ботанические сады.
Дикорастущие, культурные и сорные растения.

Тематическое планирование
№
ур
ок
а
1
2
3
4
5
6
7
8

9

10
11
12
13

Наименование темы урока.

Кол-во Домашнее
часов
задание

1. Жизнь растений (9ч.)
Минеральное питание растений.
1
Фотосинтез. Образование органических
1
веществ в листьях.
Дыхание растений.
1
1
Испарение воды листьями. Роль
листопада в жизни растений.
Прорастание семян.
1
Рост и развитие растений.
1
Биологическое значение размножения.
1
Особенности размножения растений.
Половое размножение покрытосеменных
растений.
1
Вегетативное размножение
покрытосеменных растений.
Лабораторная работа №1
«Размножение растений листьями,
1
корневищами, клубнями, луковицами».

§1
§2
§3
§4
§5
§6
§7
§8

§9

2. Систематика растений (9 ч)
1
Понятие о систематике как разделе
§10
биологической науки.
Водоросли: зеленые, бурые, красные.
1
§11
Мхи.
1
§12
1
Папоротники, хвощи, плауны.
§13

14

Высшие семенные растения.
Голосеменные и Покрытосеменные,
или Цветковые растения.

1

§14

15

Класс Двудольные. Семейство
Капустные или Крестоцветные.
Семейство Розоцветные.

1

§15

16

Класс Двудольные. Семейство
Бобовые или Мотыльковые.
Семейство Зонтичные, или Сельдереевые.

1

§16

1

§17

1

§18

18

Класс Двудольные. Семейство
Паслёновые. Семейство Астровые,
или Сложноцветные.
Класс Однодольные. Семейство Злаки,
или Мятликовые. Семейство Лилейные.

19

3. Вирусы. Бактерии (5 ч)
1
Вирусы - неклеточная форма жизни.
§19

17

Дата
план

Дата
факт

Среды обитания бактерий.
20

21
22
23

Общая характеристика бактерий.

1

Взаимоотношение бактерий с другими
организмами. Питание и размножение
бактерий.
Азотфиксирующие и фотосинтезирующие
бактерии.
Бактериальные болезни растений.
Значение бактерий.

§20

1

§21

1

§22
§23

1

4.Грибы (5 ч)
24

25

Общая характеристика грибов.
Экологические группы грибов.
Лабораторная работа №2
«Строение шляпочного гриба».
Питание и размножение грибов. Дрожжи
и плесени.

1

1

§24

§25

1
Съедобные и ядовитые грибы.
§26
Многообразие грибов в Адыгее.
Грибы – паразиты. Значение грибов
27
§27
1
в природе и в жизни человека.
Общая характеристика и экология
28 лишайников. Лишайники нашей
1
§28
местности.
5. Развитие растительного мира на Земле. Жизнь организмов в сообществах (4 ч)
26

29
30
31
32

33

34

Эволюция растений.
Растительные сообщества.
Растительные сообщества Адыгеи.
Типы растительности. Ботанические
сады. Кавказский государственный
биосферный заповедник
Дикорастущие, культурные и сорные
растения. Флора Адыгеи.
Практическая работа №1
«Подсчет сорняков – конкурентов
культурных растений»

1
1
1

1
1

Летние задания
1

§29
§30
§31

§32
Повт.§2932
§24 до
конца


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».