Рабочая программа по биологии.

Рабочая программа
по биологии
9 класс
(очно-заочная форма обучения)
учителя биологии
Шека Н.И.
на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по биологии ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; Биология. Москва. Вента-Граф, 2015
В программе учтены региональные национальные этнокультурные особенности содержания
образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение
каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Обучающийся 9-го класса научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты
окружающей среды;
 аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды;
 осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль
биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
 объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических
объектов;
 сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями
органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и
объяснять их результаты;
 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
 находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах
информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений,
докладов, рефератов;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся 9-го класса получит возможность научиться:
 понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;











анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия
влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы
в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей
(признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных
проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной
биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей
среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.

Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение в основы общей биологии. (4 часа)
Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Разнообразие и общие
свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и
превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение,
адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (12 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как
основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток
животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки:
неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в
клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке.
Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения
ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные
органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа
жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в
клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в
клетке. Размножение клетки и ее жизненный цикл. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к
делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Лабораторные работы: Многообразие клеток эукариот.
Сравнение растительных и животных клеток. Рассматривание микропрепаратов с делящимися
клетками растения».
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (18 часов)
Организм как биосистема. Многообразие организмов: примитивные, растительные, животные
организмы. Организмы Царства Грибов и Лишайников. Разнообразие организмов и их роль в
природе. Сравнение свойств организма человека и животных. 13 Размножение живых организмов.
Онтогенез (индивидуальное развитие организма) и его этапы. Эмбриональное и
постэмбриональное развитие организмов. Образование половых клеток. Сущность мейоза.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген,
генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности
наследования признаков. Определение пола. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости:
наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная)
изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины
изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Генетические основы

селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и
происхождения культурных растений. Достижения селекции растений и животных. Основные
направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической
промышленности. Понятие о биотехнологии. Лабораторные работы. Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений разных видов. Изучение изменчивости у организмов
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. (19 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о
возникновении жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная
теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение
обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая
гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического
круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к
аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав
атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на
Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений.
Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу
жизни. Идеи развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об
эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм.
Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор.
Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер
приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об
эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии.
Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции.
Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и
макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления
эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема
вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом
развитии природы. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с
животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от
животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как
средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и
природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней
человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический

вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,
становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Лабораторные работы. Приспособленность организмов к среде обитания Тема 5. Закономерности
взаимоотношений организмов и среды. (13 часов)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ,
энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземновоздушная, почвенная, другие
организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и
антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды: экологические группы и
жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.
Биотические связи в природе. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики
популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура;
функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах.
Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.
Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль
разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и
неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от
неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни).
Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы.
Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная
экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев
Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического
разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального
использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и
экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы
устойчивого развития природы и общества. Лабораторные работы. Оценка качества окружающей
среды
Тема 6. Заключение. (2 часа) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей
планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических
знаний для практической деятельности.

Тематическое планирование
№

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10

11
12

13
14
15
16
17
18
19
20

Наименование разделов, тем

Кол-во
часов

Дом.
задание

1

§ 1,2

1

§3,4

1

§5

Химические вещества в клетке.

1

§6

Строение клетки. Органоиды клетки и их функции

1

§ 7,8

Обмен веществ – основа существования клетки.

1

§9

Биосинтез белков в клетке.

1

§10

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

§11

Обеспечение клетки энергией

1

§12

Размножение клетки и ее жизненный цикл

1

§13

1

§14,15

1

§ 16,17

1

§ 18

Животный организм и его особенности.
Разнообразие животных. Фауна Адыгеи.
Сравнение свойств организма человека и
животных. Размножение живых организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
Образование половых клеток. Мейоз
Изучение механизма наследственности.

1

§19,20

1

§21,22

1

§23,24

1

§ 25

Основные закономерности наследования
признаков у организмов.
Закономерности изменчивости. Ненаследственная
изменчивость. Мутагенные факторы в Адыгее
Основы селекции организмов. Селекция
микроорганизмов. Основы биотехнологии.

1

§ 26

1

§ 27,28

1

§ 29

Тема 1. Введение в основы общей биологии. (2
часа)
Биология – наука о жизни. Основы общей
биологии. Биологическое разнообразие в
Республике Адыгея. Методы биологических
исследований.
Общие свойства живого. Многообразие форм
жизни.
Тема 2. Явления и закономерности жизни на
клеточном уровне. (8 часов)
Многообразие клеток. История учения о клетке.

Тема 3. Закономерности жизни на
организменном уровне. (10 часов)
Организм – открытая живая система (биосистема).
Примитивные организмы
Растительный организм и его особенности
Многообразие растений и их значение в природе.
Флора Адыгеи
Организмы Царства Грибов и Лишайников.

Дата
план

Дата
факт

21

22

23
24

25
26

27
28
29

30

31

32
33
34

Селекция в Адыгее
Тема 4. Закономерности происхождения и
развития жизни на Земле. (9 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в
истории естествознания. Современные
представления о возникновения жизни на Земле.
Значение фотосинтеза и биологического
круговорота в развитии жизни. Этапы развития
жизни на Земле
Идеи развития органического мира в биологии Ч.
Дарвин об эволюции органического мира.
Современные представления об эволюции
органического мира. Вид, его критерии и
структура.
Процессы образования видов. Макроэволюция как
процесс появления надвидовых групп организмов.
Основные направления эволюции. Примеры
эволюционных преобразований живых
организмов.
Основные закономерности эволюции. Человек –
представитель животного мира
Эволюционное происхождение человека. Этапы
эволюции человека.
Человеческие расы, их родство. Человек как
житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 5. Закономерности взаимоотношений
организмов и среды. (13 часов)
Условия жизни на Земле. Среды жизни.
Экологические факторы. Общие законы действия
факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к влиянию
факторов среды. Биотические связи в природе.
Экологические проблемы в Республике
Адыгея.
Популяции. Функционирование популяций в
природе.
Сообщества Биогеоценозы, экосистемы и
биосфера..
Развитие и смена биогеоценозов. Агроценоз.
Законы устойчивости живой природы.
Экологические проблемы в биосфере. Охрана
природы.

1

§30,31

1

§32,33

1

§34,35

1

§36,37

1

38,39

1

40,41

1

§42,43

1

§ 44,45
§ 46,47

1

§ 48,49

1

§ 50,51

1

§ 52,53

1

§ 54,55

1

§
56,57,58


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».