Рабочая программа по биологии 9 класс (очно-заочная форма обучения) учителя биологии Шека Н.И. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая программа по биологии ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; Биология. Москва. Вента-Граф, 2015 В программе учтены региональные национальные этнокультурные особенности содержания образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой темы. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Обучающийся 9-го класса научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся 9-го класса получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета Тема 1. Введение в основы общей биологии. (4 часа) Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (12 часов) Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. Размножение клетки и ее жизненный цикл. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Лабораторные работы: Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (18 часов) Организм как биосистема. Многообразие организмов: примитивные, растительные, животные организмы. Организмы Царства Грибов и Лишайников. Разнообразие организмов и их роль в природе. Сравнение свойств организма человека и животных. 13 Размножение живых организмов. Онтогенез (индивидуальное развитие организма) и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Образование половых клеток. Сущность мейоза. Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Определение пола. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений и животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Лабораторные работы. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. Изучение изменчивости у организмов Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. (19 часов) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о возникновении жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Идеи развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Лабораторные работы. Приспособленность организмов к среде обитания Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. (13 часов) Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземновоздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды: экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Лабораторные работы. Оценка качества окружающей среды Тема 6. Заключение. (2 часа) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Наименование разделов, тем Кол-во часов Дом. задание 1 § 1,2 1 §3,4 1 §5 Химические вещества в клетке. 1 §6 Строение клетки. Органоиды клетки и их функции 1 § 7,8 Обмен веществ – основа существования клетки. 1 §9 Биосинтез белков в клетке. 1 §10 Биосинтез углеводов – фотосинтез. 1 §11 Обеспечение клетки энергией 1 §12 Размножение клетки и ее жизненный цикл 1 §13 1 §14,15 1 § 16,17 1 § 18 Животный организм и его особенности. Разнообразие животных. Фауна Адыгеи. Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. Индивидуальное развитие организмов. Образование половых клеток. Мейоз Изучение механизма наследственности. 1 §19,20 1 §21,22 1 §23,24 1 § 25 Основные закономерности наследования признаков у организмов. Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Мутагенные факторы в Адыгее Основы селекции организмов. Селекция микроорганизмов. Основы биотехнологии. 1 § 26 1 § 27,28 1 § 29 Тема 1. Введение в основы общей биологии. (2 часа) Биология – наука о жизни. Основы общей биологии. Биологическое разнообразие в Республике Адыгея. Методы биологических исследований. Общие свойства живого. Многообразие форм жизни. Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (8 часов) Многообразие клеток. История учения о клетке. Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (10 часов) Организм – открытая живая система (биосистема). Примитивные организмы Растительный организм и его особенности Многообразие растений и их значение в природе. Флора Адыгеи Организмы Царства Грибов и Лишайников. Дата план Дата факт 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Селекция в Адыгее Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. (9 часов) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновения жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле Идеи развития органического мира в биологии Ч. Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции. Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Человек – представитель животного мира Эволюционное происхождение человека. Этапы эволюции человека. Человеческие расы, их родство. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. (13 часов) Условия жизни на Земле. Среды жизни. Экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Биотические связи в природе. Экологические проблемы в Республике Адыгея. Популяции. Функционирование популяций в природе. Сообщества Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.. Развитие и смена биогеоценозов. Агроценоз. Законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. 1 §30,31 1 §32,33 1 §34,35 1 §36,37 1 38,39 1 40,41 1 §42,43 1 § 44,45 § 46,47 1 § 48,49 1 § 50,51 1 § 52,53 1 § 54,55 1 § 56,57,58