Рабочая программа учебного курса «Информатика» 9 А класс учителя математики Логачевой Натальи Александровны на 2020-2021 учебный год Рабочая программа по информатике ориентирована на учебник : .Информатика. 9 класс. Базовый уровень: учебник / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДЕТА ИНФОРМАТИКА В 9 КЛАССЕ Выпускник научится: различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров; узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. Алгоритмы и элементы программирования Выпускник научится: составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.); определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков); определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы); составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере; использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания; анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения. Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами; создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее; познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.); познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ 34 часа (1 учебный час в неделю) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Глава I. Управление и алгоритмы 12 ч (5+7) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Глава II. Введение в программирование 15 ч (5+7) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. Глава III. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. Тематическое планирование уроков информатики в 9 классе № урока Тема урока 1 Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью 2 Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов Язык блоксхем. Использование циклов с предусловием 3 4 5 6 КолД/з во часов 1 § 1. Управление и кибернетика § 2. Управление с обратной связью 1 § 3. Определение и свойства алгоритма 1 § 4. Графический учебный исполнитель 1 § 5. Вспомогатель ные алгоритмы и подпрограммы 1 1 § 6. Циклические алгоритмы § 6. Циклические алгоритмы § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма Система основных понятий главы 1 7 Разработка циклических алгоритмов 1 8 Ветвления. Использование двухшаговой детализации 1 9 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений 1 10 Зачетное задание по алгоритмизации 1 11 Тест по теме «Управление и алгоритмы» 1 12 Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величи нами: константы, переменные, основные типы, присваивание Линейные вычислительные алгоритмы 1 14 Построение блоксхем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) 1 15 Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания 1 13 1 § 8. Что такое программирование. § 9. Алгоритмы работы с величинами § 10. Линейные вычислительные алгоритмы § 10. Линейные вычислительные алгоритмы § 11. Знакомство с языком Паскаль Дата по плану Дата по факту Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов Оператор ветвления. Логические операции на Паскале 1 § 11. Знакомство с языком Паскаль 1 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой § 13. Программирование ветвлений на Паскале § 14. Программирование диалога с компьютером Разработка программы на языке Паскаль с исполь зованием оператора ветвления и логических операций. 1 19 Циклы на языке Паскаль 1 20 Разработка программ c использованием цикла с предусловием 1 21 Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач 1 § 16. Алгоритм Евклида 22 Одномерные массивы в Паскале 1 § 17. Таблицы и массивы. § 18. Массивы в Паскале 23 Разработка программ обработки одномерных массивов 1 24 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве 1 § 19. Одна задача обработки массива 25 Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве 1 § 19. Одна задача обработки массива 26 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов 1 § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива 27 Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива Тест по теме «Программное управление работой компьютера» 1 § 21. Сортировка массива 1 Система основных понятий главы 2 Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ 1 § 22. Предыстория информатики. § 23. История ЭВМ. § 24. История программного 16 17 18 28 29 § 15. Программирование циклов § 15. Программи рование циклов 30 Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество 2 Социальная информатика: информационная безопасность 1 Итоговое тестирование по курсу 9 класса 2 31 32 33 34 обеспечения и ИКТ § 25. Информационные ресурсы современного общества. § 26. Проблемы формирования информационного общества § 27. Информаци онная безопасность. Система основных понятий главы 3 Все содержание учебника