Рабочая программа по информатике

Рабочая программа
учебного курса

«Информатика»
9 А класс
учителя математики
Логачевой Натальи Александровны
на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по информатике ориентирована на учебник : .Информатика. 9 класс.
Базовый уровень: учебник / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДЕТА
ИНФОРМАТИКА В 9 КЛАССЕ
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация,
информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее
представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти,
внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить
характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том
числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык
программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять
эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также
выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при
заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и
вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;

создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения; познакомиться с
понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы,
движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами
и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ
34 часа (1 учебный час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Управление и алгоритмы 12 ч (5+7)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя
система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные,
ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные
алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных,
ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со
сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Глава II. Введение в программирование 15 ч (5+7)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод
данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы
на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов:
присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы
описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль;
ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Глава III. Информационные технологии и общество 4 ч (4+0)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных
ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном
обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной
сфере.
Тематическое планирование уроков информатики в 9 классе

№
урока

Тема урока

1

Кибернетическая модель управления.
Управление без обратной связи и с
обратной связью

2

Понятие алгоритма и его свойства.
Исполнитель алгоритмов: назначение,
среда, система команд, режимы работы
Графический учебный исполнитель. Работа
с учебным исполнителем алгоритмов:
построение линейных алгоритмов
Вспомогательные алгоритмы. Метод
последовательной детализации и
сборочный метод
Работа с учебным исполнителем
алгоритмов: использование
вспомогательных алгоритмов
Язык блоксхем. Использование циклов с
предусловием

3

4

5

6

КолД/з
во
часов
1
§ 1. Управление и
кибернетика
§ 2. Управление с
обратной связью
1
§ 3. Определение и
свойства алгоритма
1

§ 4. Графический
учебный исполнитель

1

§ 5. Вспомогатель ные
алгоритмы и
подпрограммы

1

1

§ 6. Циклические
алгоритмы
§ 6. Циклические
алгоритмы
§ 7. Ветвление и
последовательная
детализация алгоритма
Система основных
понятий главы 1

7

Разработка циклических алгоритмов

1

8

Ветвления. Использование двухшаговой
детализации

1

9

Использование метода последовательной
детализации для построения алгоритма.
Использование ветвлений

1

10

Зачетное задание по алгоритмизации

1

11

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

1

12

Понятие о программировании. Алгоритмы
работы с величи нами: константы,
переменные, основные типы,
присваивание
Линейные вычислительные алгоритмы

1

14

Построение блоксхем линейных
вычислительных алгоритмов (на учебной
программе)

1

15

Возникновение и назначение языка
Паскаль. Структура программы на языке
Паскаль. Операторы ввода, вывода,
присваивания

1

13

1

§ 8. Что такое
программирование.
§ 9. Алгоритмы работы с
величинами
§ 10. Линейные
вычислительные
алгоритмы
§ 10. Линейные
вычислительные
алгоритмы
§ 11. Знакомство с
языком Паскаль

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Работа с готовыми программами на языке
Паскаль: отладка, выполнение,
тестирование. Программирование на
Паскале линейных алгоритмов
Оператор ветвления. Логические операции
на Паскале

1

§ 11. Знакомство с
языком Паскаль

1

12. Алгоритмы с
ветвящейся структурой §
13. Программирование
ветвлений на Паскале
§ 14. Программирование
диалога с компьютером

Разработка программы на языке Паскаль с
исполь зованием оператора ветвления и
логических операций.

1

19

Циклы на языке Паскаль

1

20

Разработка программ c использованием
цикла с предусловием

1

21

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм
Евклида. Использование алгоритма
Евклида при решении задач

1

§ 16. Алгоритм Евклида

22

Одномерные массивы в Паскале

1

§ 17. Таблицы и массивы.
§ 18. Массивы в Паскале

23

Разработка программ обработки
одномерных массивов

1

24

Понятие случайного числа. Датчик
случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в
массиве

1

§ 19. Одна задача
обработки массива

25

Разработка программы поиска числа в
случайно сформированном массиве

1

§ 19. Одна задача
обработки массива

26

Поиск наибольшего и наименьшего
элементов массива. Составление
программы на Паскале поиска
минимального и максимального
элементов

1

§ 20. Поиск наибольшего
и наименьшего
элементов массива

27

Сортировка массива. Составление
программы на Паскале сортировки
массива
Тест по теме «Программное управление
работой компьютера»

1

§ 21. Сортировка
массива

1

Система основных
понятий главы 2

Предыстория информатики. История ЭВМ,
программного обеспечения и ИКТ

1

§ 22. Предыстория
информатики. § 23.
История ЭВМ. § 24.
История программного

16

17

18

28

29

§ 15. Программирование
циклов
§ 15. Программи
рование циклов

30

Социальная информатика:
информационные ресурсы,
информационное общество

2

Социальная информатика:
информационная безопасность

1

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

2

31

32

33 34

обеспечения и ИКТ
§ 25. Информационные
ресурсы современного
общества.
§ 26. Проблемы
формирования
информационного
общества
§ 27. Информаци онная
безопасность. Система
основных понятий главы
3
Все содержание
учебника


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».