Рабочая программа по биологии 9 класс учителя биологии Шека Н.И. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая программа по биологии ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; Биология. Москва. Вента-Граф, 2015 В программе учтены региональные национальные этнокультурные особенности содержания образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой темы. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Обучающийся 9-го класса научится: выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся 9-го класса получит возможность научиться: понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета Тема 1. Введение в основы общей биологии. (4 часа) Биология – наука о живом мире. Методы биологических исследований. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (12 часов) Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. Размножение клетки и ее жизненный цикл. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Лабораторные работы: Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения». Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (18 часов) Организм как биосистема. Многообразие организмов: примитивные, растительные, животные организмы. Организмы Царства Грибов и Лишайников. Разнообразие организмов и их роль в природе. Сравнение свойств организма человека и животных. 13 Размножение живых организмов. Онтогенез (индивидуальное развитие организма) и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Образование половых клеток. Сущность мейоза. Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Определение пола. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений и животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Лабораторные работы. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов. Изучение изменчивости у организмов Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. (19 часов) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о возникновении жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариота – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Идеи развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Лабораторные работы. Приспособленность организмов к среде обитания Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. (13 часов) Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды: экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Лабораторные работы. Оценка качества окружающей среды Тема 6. Заключение. (2 часа) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Программой предусмотрено 5 лабораторных работ: Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Лабораторная работа №2 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Лабораторная работа №3 «Изучение изменчивости у организмов» Лабораторная работа №4 «Приспособленность организмов к среде обитания» Лабораторная работа №5 «Оценка качества окружающей среды» Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделов, тем Кол-во часов Дом. задание 1 §1 1 §2 Общие свойства живого 1 §3 Многообразие форм жизни. 1 §4 Тема 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне. (13 часов) Многообразие клеток. История учения о клетке. 1 §5 Л.р. №1 «Многообразие клеток эукариот Сравнение растительных и животных клеток» Химические вещества в клетке. Неорганические 1 §5 1 §6 Органические вещества клетки, их значение. 1 §6 Строение клетки. 1 §7 Органоиды клетки и их функции 1 §8 Обмен веществ – основа существования клетки 1 §9 Биосинтез белков в клетке. 1 §10 Тема 1. Введение в основы общей биологии. (4 часа) Биология – наука о жизни. Основы общей биологии. Биологическое разнообразие в Республике Адыгея Методы биологических исследований. Дата план Дата факт 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Биосинтез углеводов – фотосинтез. 1 §11 Обеспечение клетки энергией 1 §12 Размножение клетки и ее жизненный цикл 1 §13 Деление клеток эукариот. Митоз. 1 §13 Обобщение по теме «Жизнь на клеточном уровне» 1 Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне. (18 часов) Организм – открытая живая система (биосистема). 1 §14 Примитивные организмы 1 §15 Растительный организм и его особенности 1 § 16 Многообразие растений и их значение в природе. Флора Адыгеи Организмы Царства Грибов и Лишайников. 1 § 17 1 § 18 Животный организм и его особенности 1 §19 Разнообразие животных. Фауна Адыгеи. 1 §20 Сравнение свойств организма человека и животных. Размножение живых организмов. 1 §21 1 §22 Индивидуальное развитие организмов. 1 §23 Образование половых клеток. Мейоз 1 §24 Изучение механизма наследственности. 1 § 25 Основные закономерности наследования признаков у организмов. Л.р. №2 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Закономерности изменчивости. Мутагенные факторы в Адыгее Ненаследственная изменчивость. Л.р. №3 «Изучение изменчивости у организмов» Основы селекции организмов. Селекция в Адыгее Селекция микроорганизм ов. Основы биотехнологии Обобщение по теме «Жизнь на организменном уровне» Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. (19 часов) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Современные представления о возникновения жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического 1 § 26 1 § 27 1 § 28 1 § 28 1 § 29 1 1 §30 1 §31 1 §32 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 круговорота в развитии жизни Этапы развития жизни на Земле 1 §33 Идеи развития органического мира в биологии 1 §34 Ч. Дарвин об эволюции органического мира 1 § 35 Современные представления об эволюции органического мира Вид, его критерии и структура. 1 §36 1 37 Процессы образования видов. Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории республики Адыгея. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов. Основные направления эволюции 1 38 1 39 1 40 Примеры эволюционных преобразований живых организмов. Основные закономерности эволюции. Л.р. №4 «Приспособленность организмов к среде обитания» Человек – представитель животного мира 1 41 1 §42 1 § 43 Эволюционное происхождение человека. 1 § 44 Этапы эволюции человека. 1 § 45 Человеческие расы, их родство. § 46 Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Источники загрязнения биосферы в Республике Адыгея Обобщение по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды. (13 часов) Условия жизни на Земле. Среды жизни. Экологические факторы. 1 § 47 1 § 48 Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Л.р. №5 «Оценка качества окружающей среды» Экологические проблемы в Республике Адыгея. Биотические связи в природе. 1 § 49 1 § 50 1 § 51 Популяции 1 § 52 Функционирование популяций в природе. 1 § 53 Сообщества 1 § 54 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. 1 § 55 1 63 64 65 66 67 68 Развитие и смена биогеоценозов. 1 § 56 Агроценоз, его особенности и значение для человека Законы устойчивости живой природы. 1 § 56 Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Охрана природы в Республике Адыгея Обобщение по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» § 57 § 58 1 1