Рабочая программа учебного курса «Физика» 7 А класс учителя математики Логачевой Натальи Александровны на 2020-2021 учебный год Рабочая программа по физике ориентирована на учебник : .Физика. 7 кл. : учебник/ А. В. Перышкин. – 3-е Изд.,доп.- М. : Дрофа, 2014.-224 с. :ил. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающиеся на уровне7 класса научатся : • • измерения; соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется. • понимать роль эксперимента в получении научной информации; • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин. • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. ученик получит возможность научиться: • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю Обучающиеся на уровне 7 класса получат возможность научиться: понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия; смысл физических законов: Гука,Паскаля, Архимеда, механической энергии; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; рационального применения простых механизмов; контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В СООТВЕТСТВИИ С УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ (70 ч, 2 раза в неделю) СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ I.Физика и техника.(3 часа) Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника. II.Первоначальные сведения о строении вещества.(6 часов) Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.Три состояния вещества. III.Взаимодействие тел.(27 часов) Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.Трение. Упругая деформация. IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов.(20 часов) Давление. Опыт Торричелли.Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка.Измерение атмосферного давления.Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила.Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. V.Работа и мощность. Энергия. (14 часов) Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Физика и техника.(3 ч) Что изучает физика. Наблюдения и опыт. Физические величины и измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа №2«Измерение размеров малых тел». Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества. Три состояния вещества. Повторительно –обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Взаимодействие тел ( 27 ч) Механическое движение. часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Равномерное и неравномерное движение. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Решение задач по теме. «Механическое движение». Графики движения. Подготовка к контрольной работе. Тест. Контрольная работа №1 «Строение вещества. Механическое движение.» Инерция. 18 19 Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. 1 1 11 12 13 14 15 16 1 Дата план факт 1 1 1 1 1 45 Измерение массы тела на весах. Лаборатораная работа №3«Измерение массы тела на рычажных весах.» Лабораторная работа №4«Измерение объема тела». Плотность вещества. Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела». Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила . Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Обобщение по теме «Взаимодействие тел». Решение задач. Л.Р.№7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел». Давление твѐрдых тел , жидкостей и газов. ( 20 ч) Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Решения задач. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Решение задач. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометранероид. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач по теме. «Атмосферное давление». 46 47 Манометры. Водопровод. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Решение задач. Тестирование. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. Плавание тел. Лабораторная работа №8 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач по теме. «Архимедова сила». 1 1 1 1 Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Подготовка к контрольной работе. Решение задач. Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов.» Работа и мощность. Энергия. ( 12 ч ) Механическая работа. Единицы работы. 1 1 1 1 1 1 64 65 66 67 68 69 Мощность. Единицы мощности. Решение задач по теме. «Работа и мощность». Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Лабораторная работа № 10 « Выяснение условия равновесия рычага». Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Подготовка к контрольной работе. Решение задач. Контрольная работа №4 «Работа и мощность.» Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии. 70 Обобщение . 1 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1