РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 «А»КЛАСС Учителя начальных классов Ракитянской А.А 2020-2021 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир.: учебник для 4 класса: в 2 частях/А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2019. В программе учтены региональные особенности содержания образования, на которые отведено 10-15% учебного времени, не менее 0,5 часа на изучение каждой темы. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Обучающийся 4 –го класса научится: – узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; – описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; – сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; – проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям – и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; – использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; – использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; – использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; – обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; – определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. – узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; – используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; – оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; – использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. – Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться: – использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; – моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; – осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; – пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; – выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; – планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. – осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; – ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; – наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; – проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; – определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание учебного предмета № 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем. Земля и человечество Природа России Родной край – часть большой страны Страницы всемирной истории. Страницы истории Отечества Современная Россия Итого Количество часов 10 часов 11 часов 14 часов 5 часов 19 часов 9 часов 68 Содержание тем учебного предмета 1. Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Исторический путь адыгов. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Рельеф Республики Адыгея Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Кавказский заповедник. Экскурсия. Т/б во время экскурсии. Лес и человек. Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Родной край – часть большой страны (14 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (рельеф) (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных . Экскурсия. Т/б во время экскурсий. Поверхность нашего края.Растения и животные реки Гиага. Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. Проектная работа на тему: «Экология» Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории Отечества (19 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Жизнь древних адыгов. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Кавказская война 1817-1864 г. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Природа Адыгеи Кавказский заповедник Современная Россия (9 ч) Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Праздники народов республики Адыгея. Тематическое планирование окружающий мир 4 класс (68 ч) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема 1 четверть - 18 часов Земля и человечество – 10 часов Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Практическая работа №1: поиск и показ на глобусе полюсов, экватора, океанов и материков. Мир глазами географа. Практическая работа №3: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте Работа над проектом « Всемирное наследие за рубежом. Мир глазами историка. Практическая работа №4: знакомство с историческими картами. Исторический путь адыгов. Когда и где? Работа с лентой времени. Мир глазами эколога. Демонстрация экологических плакатов. Сокровища Земли под охраной человечества. ( Международная Красная книга) Презентация проекта «Всемирное наследие за рубежом». Обобщение по разделу «Земля и человечество». Проверим и оценим свои достижения. Равнины и горы России Практическая работа №5: поиск и показ на физической карте равнин и гор. Рельеф Республики Адыгея Моря, озера и реки России Практическая работа №6: поиск и показ на физической карте озёр и рек. Природные зоны России. Практическая работа №7: работа с картой природных зон России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Природа Адыгеи Кавказский заповедник Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения по плану по факту 2 четверть – 14 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Обобщение по разделу «Природа России». Проверим и оценим свои достижения. Наш край. Практическая работа №8: знакомство с картой края. Поверхность нашего края. Экскурсия: изучение форм поверхности края. Водные богатства нашего края Наши подземные богатства. Практическая работа №10: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств. Земля-кормилица. Жизнь леса. Экскурсия. Т/б во время экскурсий. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. Жизнь луга. Работа над проектом . «Экология» 3 четверть – 20 часов Жизнь в пресных водах. Презентация проекта «Экологическая обстановка в Республике Адыгея» Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Обобщение по разделу «Родной край». Проверим и оценим свои достижения. Начало истории человечества. (Беседа с историком) Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим и оценим свои достижения. Жизнь древних славян. Жизнь древних адыгов Во времена Древней Руси. Страна городов. Практическая работа №11: показ изучаемых объектов на исторической карте, работа с лентой времени. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Работа с исторической картой. Русь расправляет крылья. Работа с лентой времени. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Куликовская битва. Практическая работа №12: работа с исторической картой Куликовской битвы. Иван Третий. Мастера печатных дел. 4 четверть – 16 часов Патриоты России. Адыгея в годы войны. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Кавказская война 1814-1864 г. Страницы истории ХIХ века. Практическая работа №13: работа с исторической картой. Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920-1930-х годов. Практическая работа №14: работа с картой СССР. Великая Отечественная война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. Обобщение по разделу «Страницы истории России». Проверим и оценим свои достижения. Основной закон России и права человека. Практическая работа№15: с исторической картой. Границы современной РФ Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Праздники народов Адыгеи Путешествие по России. По дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу. Итого: 68 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Приложение 2. КИМ Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру в 4классе Входная диагностическая работа по окружающему миру Фамилия, имя …………………………………………………………………………... 1. Как называется наука о животных? 1) ботаника 2) зоология 3) астрономия 2. Что отличает человека от других живых существ: а) движение б) рост в) разум г) дыхание 3. Что относится к характеристике страны: а) цвет кожи б) государственные символы в) национальные песни г) жизнь под одной крышей 4. Укажи культурное травянистое растение: а) лук б) крапива в) осот г) одуванчик 5. Укажи животное, которое относится к рыбам. 1) дельфин 2) бегемот 3)карп 6. Какое животное относится к группе насекомых: а) паук б) дождевой червь в) стрекоза г) рак 7. Какой орган относится к кровеносной системе: а) почки б) лёгкие в) сердце г) мозг 8. Какое полезное ископаемое используется как топливо: а) глина б) известняк в) торф г) гранит 9. Из чего делают бензин: а) из торфа б) из нефти в) из железной руды г) из природного газа 10. Какое растение относится к зерновым культурам: а) капуста б) рожь в) тимофеевка г) клевер 11. . Какая из цепей питания указана правильно? 1) сосна – дятел – жук-короед 3) слизни – капуста – жаба 2) рожь – мышь – змеи – орлы 12. Какое вещество газообразное: а) алюминий б) песок в) кислород г) вода 13. Что даёт животноводство: а) шерсть б) овощи в) зерно г) лён 14. Какие вещества входят в состав воздуха? 1) водород, медь, цинк 3) хлор, фтор, йод 2) кислород, азот, углекислый газ 15. Какие города входят в Золотое кольцо России: а) Суздаль б) Углич в) Воронеж б) Кострома Оценка результатов: с 1 - 10 - один балл с 11- 13 - два балла с 14-15 - три балла От максимальной суммы баллов 80-100 % - «5» 60 – 80 % - «4» 40 -60 % - «3» 0 – 40 % - «2» Тест №1 «Планеты Солнечной системы» Выбери верное высказывание: 1. Планеты Солнечной системы изучают ... а) географы; б) химики; в) астрономы; г) физики. 2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их . а) 7; б)9; в) 11. 3. Плутон - это ... а) самая большая планета Солнечной системы; б) самая маленькая планета Солнечной системы; в) планета, равная по величине планете Земля. 4. Относительно Солнца планеты расположены так: а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер; б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран; в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. 5. Есть ли у Земли естественные спутники? а) есть, один; б) нет; в) есть, два. 6. Какая планета названа в честь римского бога войны? а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн. Тест №2 «Звездное небо» Выбери верное утверждение: 1. Галактика, в которой мы живем, называется ... а) Туманность Андромеды; б) Большое Магелланово облако; в) Млечный путь. 2. Звезда-это ... а) раскаленный газовый шар; б) холодный шар, состоящий из твердых веществ. 3. Созвездия - это ... а) группы звезд, изменяющие свои очертания; б) группы звезд, не изменяющие свои очертания. 4. Звезда Сириус находится в созвездии ... а) Скорпион; в) Большой Пес; б) Большая Медведица; г) Телец. 5. Полярная звезда всегда находится на ... а) юге; б) севере; в) западе; г) востоке. 6. Самые яркие звезды имеют ... цвет: а) красный; б) желтый;, в) голубой; г) белый. Тест№3 «Тепловые пояса» Найди продолжение высказывания. 1. Различные участки Земли солнце нагревает ... а) одинаково; б) по-разному. 2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю ... а) отвесно; б)наклонно. 3. Полярные пояса ограничены линиями ... а) Северный и Южный тропики; б) Северный и Южный полярные круги. 4. В умеренных поясах летом день ... а) короче ночи; б) равен ночи; в) длиннее ночи. 5. Тропический пояс проходит через ... а) Южный тропик; б) экватор; в) Южный полярный круг. Тест №4 «Равнины и горы России» Продолжи высказывание: 1. Наша Ростовская область расположена на ... а) Средне-Сибирском плоскогорье; б) Восточно-Европейской равнине; в) Западно-Сибирской равнине. 2. Каменным поясом земли называли ... а) вулканы Камчатки; б) Кавказские горы; в) Уральские горы. 3. Самые высокие горы России - это ... а) Саяны; б) Алтай; в) Кавказские горы; г) вулканы Камчатки. 4. Восточно-Европейская равнина - это ... а) холмистая равнина; б) плоская равнина. 5. В Список Всемирного наследия включены ... а) вулканы Камчатки; б) Саяны; в) Алтай. 6. Ильменский заповедник расположен ... а) на Кавказе; б) в Саянах; в) на Урале. Тест №5 «Моря, озера и реки России» 1. Самое большое по площади озеро России - это а) Онежское; б) Байкал; в) Каспийское. 2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ... а) Дон; б) Волга; в) Кама. 3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, - это ... а) Енисей; б) Обь; в) Лена. 4. Самая длинная река России - это ... а) Волга; б) Лена; в) Обь; г) Енисей. 5. Море Атлантического океана на территории России - это ... а) Японское море; б) Балтийское море; в) Черное море. 6. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»? а) Аральское и Каспийское моря; б) Ладожское и Онежское озера. 7. В Список Всемирного наследия внесено а) Белое море; б) озеро Байкал. Тест №6 «Арктика» 1. Природная зона арктических пустынь расположена ... а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны ... а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились ... а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут ... а) кедры, березы, черемуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва. 5. В Арктике обитают животные: ... а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, рыси; в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 7. Арктический заповедник расположен ... а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют ... а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары». 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары». Тест № 7 «Тундра» 1. Зона тундры расположена ... а) севернее арктических пустынь; б) южнее арктических пустынь. 2. Тундра расположена ... а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 3. В тундре ... а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 4. Главное занятие коренного населения тундры - ... а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие. 5. Растения тундры ... а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями. 6. К тундровым растениям относятся ... а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох-ягель, черника. 7. В тундре обитают ... а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы. 8. Укажи верную цепь питания: а) растения — лемминги — полярные совы; б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы; в) растения — кречеты — волки. 9. Тундровый заповедник расположен ... а) на полуострове Ямал; б) на полуострове Таймыр; в) на Кольском полуострове. Тест №8 «Природная зона лесов» 1. Природная зона лесов состоит из ... а) 5 частей; б) 2 частей; в) 3 частей; г) 1 части. 2. Самую большую территорию занимают ... а) смешанные леса; б) хвойные леса; в) широколиственные леса. 3. Природные зоны России расположены так: а) тундра, арктическая зона, зона лесов; б) арктическая зона, зона лесов, тундра; в) арктическая зона, тундра, зона лесов. 4. В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) дубы, сосны, ели; в) березы, липы, лиственницы. 5. Лесным исполином называют ... а) благородного оленя; б)лося; в) медведя. 6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы: а) овцебык, морж, розовая чайка; б) краснозобая казарка, кречет, стерх; в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. 7. Экологические проблемы лесной зоны связаны ... а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой; б) с неблагоприятными погодными условиями; в) с участившимися лесными пожарами. 8. На территории зоны лесов расположен заповедник: а) Таймырский; б) Кандалакшский; в) Приокско-Террасный; г) остров Врангеля. 9. Фитонциды - это: а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы; б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий. 10. Охрана лесов - это: а) обязанность государства; б) обязанность государства и долг каждого гражданина; в) забота самих обитателей леса. Тест №9 «Зона степей» 1. Зона степей расположена на ... нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: а) розовым; б) зеленым; в) желтым; г) коричневым. 3. Характерный признак зоны степей - это а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся ... а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. 5. Для растений степи характерны:... а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки; в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: ... а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 7. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика — лемминг — песец; б) водоросли — рачки — сайка — гагарка; в) растения — заяц-беляк — рысь; г) зерно — суслик — орел-беркут. 8. Основным занятием населения степей является ... а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 9. В, Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:... а) кречет, стерх, краснозобая казарка; б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка; в) зубр, филин, женьшень. Тест № 10 «Пустыни» 1. Пустыни занимают... а) огромную территорию в центральной части России; б) небольшую территорию по берегам северных морей; в) небольшую территорию на юго-западе страны. 2. В пустыне а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая Зима; б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в) ярко выделяются все четыре времени года. 3. Пустыни России ... а) каменные; б) песчаные; в) глиняные. 4. В пустыне... а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега; б) выпадает малое количество осадков; в) чаще всего осадков не бывает. 5. Растения пустыни ... а) высокие, широколиственные; б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами; в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями. 6. Животные пустыни ... а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни; б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех; в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы. 7. К растениям пустыни относятся: а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, брусника, черника; в) колосняк, солянка, джузгун. 8. К животным пустыни относятся: а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр; в) морж, тюлень, медведь. 9. Экологическими проблемами пустыни являются: а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство; б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство; в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство. 10. Пустынный заповедник: а) Баргузинский; б) Черные земли; в) Приокско-Террасный. Тест №11 «Черноморское побережье Кавказа» 1. Черноморское побережье Кавказа расположено ... а) в арктической зоне страны; б) в лесной зоне страны; в) в субтропической зоне страны; г) в степной зоне страны. 2. Субтропики России - это ... а) обширная зона в центре страны; б) обширная зона на востоке страны; в) небольшая зона на побережье северных морей; г) небольшая зона на побережье Черного моря. 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются деревья: а) бук, каштан; б) ель, сосна; в) ольха, липа. 4. На Черноморском побережье обитают: а) пчелы, комары, мошки; б) цикады, богомолы, олеандровые бражники; в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки. 5. В Черном море у побережья обитают: а) киты, морские черепахи, тюлени; б) медузы, крабы, морские коньки; в) крокодилы, анаконды, котики. 6. В парках и на улицах городов Черноморск. побереж. растут: а) кипарисы, пальмы, магнолии; б) липы, джузгун, маки; в) полынь, типчак, ель. 7. Черное море относится к морям ... океана: а) Индийского; б) Атлантического; в) Северного Ледовитого; г) Тихого. 8. О каком животном идет речь в описании: это умные морские животные, хорошие пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей? а) морской конек; б) кит; в) дельфин; г) морская черепаха. 9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу? а) бук; б) каштан; в) тис; г) самшит. 10. В субтропической зоне: а) умеренно жаркое лето и теплая зима; б) жаркое лето и умеренно холодная зима; в) умеренно теплое лето и холодная зима. Тест №12 «Мой край» 1. Мой край расположен на материке... а) Африка; б) Евразия; в) Австралия; г) Северная Америка. 2. Мой край находится в природной зоне... а) лесов; б) тундра; в) степи; г) пустыни. 3. Мой край находится в ... а) восточном полушарии; б) западном полушарии. 4. В моем краю растут... а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива; в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль. 5. У нас обитают... а) волки , зайцы, кабаны; б)косули, лоси ; в) олени, медведи. 6. Мой край дает стране... а) продукты сельского хозяйства; б) легковые автомобили; в) морепродукты. 7. Территория моего края расположена в... а) тропическом поясе; б) полярном поясе; в) умеренном поясе. Тест №13 «Поверхность и водоемы нашего края» 1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется... а) балка; б) холм; в) овраг. 2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют... а) холм; б) гора; в) плоскогорье. 3. Горы, созданные людьми, называют... а) холмы; б) плоскогорья; в) терриконы. 4. Хранилища воды называют... а) низменности; б) водоемы; в) плато. 5. К естественным водоемам относятся... а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, пруд. 6. Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический. 7. Водоемы - это... а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б) место обитания животных и растений; в) украшение Земли. 8. С водоемами связана жизнь следующих животных: а) утки, лебеди, цапли; б) трясогузки, совы, кукушки; в) орлы, аисты, кедровки. Тест № 14 «Наши подземные богатства» 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают. а) археологи; б) геологи; в)строители. 2. К полезным ископаемым относятся... а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. В строительстве используются... а) торф, железн. руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит; в) мрамор, каменный уголь, малахит. 4. Металлы получают из... а) каменного угля, янтаря, мела; б) жемчуга, известняка, торфа; в) железной руды, медной руды. 5. При помощи буровых установок добывают... а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 6. В шахтах добывают... а) известняк, ракушечник, гранит; б) каменный уголь, антрацит, железную руду; в) поваренную соль, жемчуг, графит. 7. В карьерах добывают... а) известняк, песок, глину; б) золото, малахит, мрамор; в) нефть, торф, бурый уголь. 8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это... а) алмаз, известняк, графит; б) железная руда, поваренная соль, мел; в) каменный уголь, антрацит, торф. Тест № 15 «Земля-кормилица» (почвы) 1. Характерными почвами нашего края являются... а) черноземы; б) подзолистые почвы; в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы. 2. Черноземные почвы преобладают... а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в степях; г) в пустынях. 3. Плодородие почвы зависит от количества... а) песка; б) перегноя; в) глины; г) солей. 4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются... а) вода; б) воздух; в) камни; г) соли. 5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется... а) песок; б) глина; в) перегной; г) ил. 6. В состав почвы входят... а) углекислый газ, известняк, воздух, вода; б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли; в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух. 7. Для защиты почвы на полях необходимо... а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных; б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты; в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения. 8. Один сантиметр почвы в природе образуется за... а) 100-150 лет; б) 5-10 лет; в) 250-300 лет; г) 1-2 года. 9. Какое из высказываний верно? а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие; б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность; в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром. Тест №16 «Лес и луг— природные сообщества» 1. Лес называют природным сообществом, потому что... а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения; б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой; в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. 2. В лесу растения образуют ярусы: а) верхний - мхи и лишайники, средний - деревья, нижний - кустар; б) верхний - деревья, средний – трав. растения, нижний - кустарник; в) верхний - деревья, средний - кустарники, нижний - травы, мхи и лишайники. 3. На деревьях обитают... а) белки, дятлы, кедровки; б) мыши, зайцы, медведи; в) кроты, лоси, черви. 4. В лесной подстилке живут... а) ежи, кроты, землеройки; б) бактерии, насекомые и их личинки; в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши. 5. К съедобным грибам относятся... а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы; б) дождевики, пороховки, шампиньоны-рыжеющие; в) лисички, рыжики, маслята. 6. На лугу растут... а) только травянистые растения; б) мхи и лишайники; в) кустарники и травянистые растения. 7. На лугу живут... а) лебеди, рябчики, шелкопряды; б) шмели, совы, глухари; в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки. 8. Растениями луга являются... а) тимофеевка, клевер, нивяник; б) ландыш, осока, ягель; в) черника, пион, типчак. 9. Санитарами луга и леса называют... а) жуков навозника и могильщика, дятла; б) пчел, кабанов, соек; в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов. 10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу? а) желуди — мыши — совы; б) мятлик — мыши — совы; в) остатки растений — дождевой червь — трясогузка. Тест №17 «Жизнь пресного водоема». 1. К искусственным водоемам относятся... а) реки, моря, океаны; б) водохранилища, пруды, каналы; в) ручьи, реки, озера, моря, океаны. 2. Растения водоема это... а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник; б) брусника, черника, мох; в) кувшинка, ряска, тростник. 3. Санитарами пресных водоемов считают... а) рака, беззубку; б) прудовика, катушку; в) клопа-водомерку, жука-плавунца. 4.Живым фильтром называют... а) головастиков; б) раков; в) двустворчатых моллюсков. 5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются... а) люди; б) цапли; в) ондатры; г) бобры. 6. С водоемами связана жизнь... а) зябликов, трясогузок, соек; б) цапель, уток; в) лебедей, тетеревов, сов. 7. Водоем называют природным сообществом, потому что... а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным; б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой; в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы. 8. Болота - это... а) ненужная и вредная часть природы; б) природное хранилище чистейшей воды; в) место жизни многих растений и животных. 9. Хищниками пресных водоемов являются... а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки; б) караси, мотыли, раки; в) циклопы, прудовики, головастики. 10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что... а) это плавает ряска; б) много микроскопических водорослей; в) на дне много ила. Тест № 18 «Растениеводство и незаметные защитники урожая» 1. Основными отраслями растениеводства являются... а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство; б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство. 2. Село дает городу... а) продукты питания; б) продукцию для заводов и фабрик; в) продукцию для ткацких фабрик. 3. Главными зерновыми культурами являются... а) картофель, томаты, лен; б) овес, ячмень, рожь, пшеница; в) лук, репа, подсолнечник. 4. К овощным культурам относятся... а) морковь, петрушка, томат; б) капуста, абрикос, персик; в) вишня, баклажан, патиссон. 5. К сельскохозяйственным профессиям относятся... а) ткач, металлург, геолог; б) агроном, комбайнер, овощевод; в) цветовод, археолог, инженер. 6. Масло получают из семян... а) гречихи и ячменя; б) проса и овса; в) подсолнечника и льна. 7. Жука с десятью черными полосками называют... а) майским; б) скоробеем; в) колорадским; в) жужелицей. 8. Врагами тлей являются... а) канюки; б) златоглазки; в) синицы; г) божьи коровки. 9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают... а) златоглазки; б) пустельги; в) жужелицы; г) скворцы. 10. От мышей и полевок урожай защищают... а) совы; б) дрозды; в) канюки; г) пустельги. Тест №19 «Страницы всемирной истории» Вариант I 1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой? а) история Новейшего времени; б) история древнего мира; в) первобытная история. 2. В глубине пещер первобытный человек изображал: а) животных; б) 3. На берегах какой реки возникло Египетское государство? а) Нил; б) 4. Кто, согласно легенде, основал город Рим? а) Рем; б) людей; в) Дон; в) растительность. Нева. Ромул; в) Марс. 5. В Средневековье буддизм возник а) в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке. 6. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли: а) рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец. 7. Какой материк называют Новым Светом? а) Африка; б) Америка; в) Антарктида. 8. Кто написал картину «Сикстинская мадонна»? а) Рафаэль Санти; б) в) Даниэль Дефо. 9. С какого года мы ведем отсчет истории Новейшего времени? а) 1917; б) 1920; в) 10. а) Леонардо да Винчи; 1900. Это техническое изобретение XX века: паровоз; б) автомобиль; в) компьютер. Вариант II 1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой? а) история Средних веков; б) история Новейшего времени; в) история Древнего мира. 2. Первые орудия труда первобытного человека были из: а) камня; б) 3. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида-... а) Эхнатон; б) 4. Холм в Афинах, где находились главные храмы города: а) Акрополь; б) Агора; в) 5. Здания для молитв у мусульман называются: а) церкви,соборы; б) буддистские храмы; в) мусульманские мечети. 6. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались: а) литеры; б) литавры; в) 7. Кто открыл Америку? а) Фернан Магеллан; б) в) Михаил Лазарев. 8. Кто автор книги «Робинзон Крузо»? а) Даниэль Дефо; б) Жюль Верн; в)Рафаэль Санти. 9. Кто первым побывал на Южном полюсе? а) Роберт Пири; б) Фернан Магеллан; в) металла; в) дерева. Хеопс; в) Тутанхамон. Академия. лавры. Христофор Колумб; Руаль Амундсен. Вариант III 1. Следы существования первобытных людей археологи находят: а) в Восточной Африке; б) в Северной Америке; в) 2. Чем занимались мужчины в первобытном обществе? а) выкапывали съедобные корешки; в Центральной Европе. б) ходили на охоту, рыбалку; в) поддерживали огонь. 3. Существо с телом льва и головой человека, «охранявший» гробницы египетских фараонов: а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс. 4. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре? а) гладиаторские бои; б) театральные представления; в) конные бега. 5. Здание для молитв у христиан называется: а) мусульманские мечети; б) церкви, соборы; в) буддистские храмы. 6. Книгопечатание появилось: а) в Средневековье; б) в Новое время; в) в Древнем Египте. 7. Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара? а) Фаддей Беллинсгаузен; б) Михаил Лазарев; в) Фернан Магеллан. 8. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»? а) Жюль Берн; б) 9. Кто был первым космонавтом? а) Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в) 10. а) Даниэль Дефо; в) Рафаэль Санти. Валентина Терешкова. В XX веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории: атомное; б) химическое; в) бактериологическое. Тест №20 «Жизнь древних славян» Вариант I 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. 2. Древние славяне жили: а) семьями; б) в одиночку; в) племенами. 3. Посуду делали Древние славяне из: а) глины; б) металла; в) дерева. 4. Богом грома и молнии у Древних славян был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. Вариант II 1. Поселение древних славян раскинулось: а) в западной части Европы; б) в восточной части Европы; в) в центральной Европе. 2. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) из кирпича; в) из столбов деревьев. 3. Праздник Ивана Купалы: а) в честь воды; б) в честь Солнца; в) в честь Земли. 4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься: а) земледелием; б) бортничеством; в) рыболовством Тест №21 «Трудные времена на Руси» Вариант I 1. Поход монголо-татар возглавил хан... а) Чингисхан; б) Батый; в) Темучин. 2. Какой город первым оказался на их пути? а) Рязань; б) Владимир; в) Новгород. 3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам? а) Новгород; б) Рязань; в) Козельск. 4. Что выплачивала Русь Золотой Орде? а) выкуп; б) налог; в) дань. Вариант II 1. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли... а) монголы; б) шведы; в) рыцари-крестоносцы. 2. Разбил шведов на реке Неве князь... а) Александр; б) Ярослав; в) Владимир. 3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами? а) Мудрый; б) Невский; в) Вещий. 4. Когда состоялось Ледовое побоище? а) 5 апреля 1242 года; б) 20 мая 1242 года; в) 5 апреля 1421 года. Тест №22 «Русь расправляет крылья» Вариант I 1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угра? а) Мамай; б) Батый; в) Ахмат. 2. Около какой реки происходила Куликовская битва? а) Угра; б) Дон; в) Волга. 3. Сражение на Куликовом поле состоялось... а) 8 сентября 1380 года; б) летом 1380 года; в) осенью 1480 года. 4. Главный храм на Руси: а) Троицкий монастырь; б) Грановитая палата; в) Успенский собор. Вариант II 1. Зависимость Руси от Орды закончилась... а) в 1480 году; б) в 1380 году; в) в 1242 году. 2. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды? а) Иван Калита; б) Дмитрий Донской; в) Иван III. 3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при... а) Иване Калите; б) Дмитрии Донском; в) Иване III. 4. Объединение разрозненных княжеств на Руси – эта задача стояла при правлении... а) Дмитрия Донского; б) Ивана Калиты; в) Ивана III. Тест №23 «Отечественная война 1812года» Вариант I 1. Во Франции в XVIII веке к власти пришел полководец... а) Багратион; б) Наполеон; в) де Толли. 2. Французская армия вторглась в Россию в... а) 1821 году; б) 1818 году; в) 1812 году. 3. В честь победы над Наполеоном был построен... а) Петропавловский собор; б) Храм Христа Спасителя; в) Спасо-Преображенский собор. 4. После окончания Отечественной войны 1812 года в Москве на Красной площади соорудили памятник... а) Минину и Пожарскому; б) Медный всадник; в) Екатерине II. Вариант II 1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен... а) М.И. Кутузов; б) А.В. Суворов; в) Ф.Ф. Ушаков. 2. Бородинская битва произошла... а) 26 января 1812 года; б) 26 августа 1821 года; в) 26 августа 1812 года. 3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения? а) оставить Москву; б) дать под стенами Москвы еще одно сражение; в) признать Наполеона победителем. 4. Война 1812 года называется Отечественной потому, что... а) главное сражение произошло под Москвой; б) на войну поднялся весь народ; в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия. Тест №24 «По страницам истории Отечества» Вариант I 1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда. а) Игорь; б) Олег; в) Владимир. 2. Славянскую азбуку создали... а) Кирилл и Мефодий; б) Минин и Пожарский; в) Иоганн Гутенберг. 3. Что выплачивала Русь Орде? а) Налог; б) Выкуп; в) Дань. 4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле? а) Дмитрий; б) Владимир; в) Ярослав. 5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата? а) Нева; б) Угра; в) Дон. 6. В каком году был заложен город на Неве? а) 1703; б) 1803; в) 1817. 7. Город Санкт-Петербург начал строиться с... а) Петропавловского собора; б) Крондштата; в) Петропавловской крепости. 8. Кто из военачальников стал генералиссимусом? а) Ф.Ф. Ушаков; б) А.В. Суворов; в) М.И. Кутузов. 9. Когда началась Первая мировая война? а) в 1914; Вариант I I 1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира? а) Долгорукий; б) Невский; в) Красное Солнышко. 2. В Древнем Новгороде городом управляли... а)посадники; б) вече; в) бояре. 3. На какой реке князь Александр побил шведов? а) Дон; б) Днепр; в) Нева. 4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите? а) Москва; б) Киев; в) Новгород. 5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы? а) Невским; б) Донским; в) Мудрым. 6. В каком году Романовы вступили на престол? а) 1613; б) 1720; в) 1813. 7. По предложению Ломоносова в Москве открыли... а) Музей; б) Университет; в) Парк. 8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? а) Петр I; б) Николай II; в) Александр II Контрольные работы Первое полугодие 4 класс Контрольная работа по окружающему миру за 2 четверть Дай определение: 1. Суховей – это _________________________________________________________1 балл 2. Сталактит – это _______________________________________________________ 1 балл 3. В какой природной зоне есть песчаные бури? _____________________________ 1 балл 4. Перечисли известные тебе виды карт _____________________________________ 1 балл ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Виды равнин: _________________________________________________________1 балл 6. Виды почв в России: ___________________________________________________1 балл 7. Составные части почвы: ________________________________________________1 балл ___________________________________________________________________________ 8. Один из природных факторов, разрушительно влияющий на горные породы и почву, это _________________________________________________________________1 балл 9. Углубление, с пологими, поросшими растениями склонами, это - _____________1 балл 10. Составь цепь питания на лугу:_______________________________________________ ____________________________________________________________________ 1 балл 11. Опиши погодные условия в зоне степей: _______________________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 1 балл 12.Заполни таблицу: 3 балла Название зоны Зима Лето Растения Животные Заповедники Критерии оценивания: «5» - 14 баллов «4» - 11 - 13 баллов «3» - 8 – 10 баллов «2» - выполнена половина или менее половины работы от 1 – 7 баллов. Ответы: 1.Суховей – сухой и горячий ветер. 2.Сталактит – сосулька в подземной пещере, растущая сверху вниз. 3. В зоне пустынь. 4. Виды карт: физическая, карта полушарий, карта природных зон, политическая, политико-административная, карта города или села. 5. Плоская, холмистая. 6. Подзолистая, черноземная, болотистая. 7. Перегной, воздух, вода, глина, песок. 8. Вода. 9. Балка. 10. 11. Непродолжительная зима с небольшими морозами и незначительным количеством осадков; короткая бурная весна в большим количеством влаги в почве; солнечное жаркое лето, с сильными ветрами – суховеями, незначительными осадками и частыми засухами. 2 полугодие 4 класс Контрольная работа по окружающему миру в 4 классе за 3 четверть. Ответь на вопросы: 1. Какое государство было образовано не в период Древнего мира? __________________________________________________________________ 2. Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья?______________________________ 3. Какая религия появилась раньше других? ______________________________________ 4. Назови три основные религии мира:__________________________________________ 5. Период Нового времени продолжался с ________г. по ____________г.г 6. Какую территорию заселили восточные славяне?_________________________________ 7. От каких народов христианство пришло на Русь?_____________________________ 8. Вече – это_________________________________________________________________ 9. Что являлось центром древнерусского города ?________________________________ 10. В каком веке была разработана первая славянская азбука?________________________ 11. Где происходило Ледовое побоище?___________________________________ 12. В каком году произошла Куликовская битва?___________________________________ 13. Кто стал первым царем России?_____________________________________ 14. В каком году наступил конец зависимости Руси от золотой Орды?________________ Критерии оценивания: «5» - выполнены все 14 заданий «4» - выполнено 12-13 заданий (1-2 ошибки) «3» - выполнено 8-11 заданий (3-6 ошибок) «2» - выполнено 7 заданий ( 7 ошибок и более) Ответы: 1. Древняя Русь 2. 1000 лет 3. Буддизм 4. Ислам, христианство, буддизм. 5. С 1500-1900г. 6. Восточноевропейскую равнину. 7. От греков. 8. Вече – собрание всех горожан. 9. Кремль. 10. В 9 веке. 11. На Неве. 12. В 1380г. 13. Иван Грозный 14. 1480г. ТЕСТ ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА» ВАРИАНТ 1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________ 1. Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву. а) астрономия; б) география; в) история; г) экология. 2. Что такое глобус? Обведи нужную букву. а) модель Солнца; б) модель Земли; в) модель шара. 3. Как Мартин Бехайм назвал вою модель первого глобуса? Обведи нужную букву. а) «земное яблоко»; б) «голубой шар»; в) «земной шар». 4. Допиши предложение. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются _________________. 5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву. а) показывает расстояние на местности между объектами; б) показывает количество предметов на местности; в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. 6. Что общего у глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов. а) имеют общие места; б) имеют одну и ту же форму; в) одинаково указаны материки и океаны; г) имеют экватор, параллели и меридианы; д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс. ТЕСТ ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА» ВАРИАНТ 2 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________ 1. Кто изучает и описывает нашу планету Земля? Обведи нужную букву. а) астрономы; б) биологи; в) географы; г) экологи. 2. Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву. а) карта, на которой дано изображение какой – то территории; б) карта, на которой изображены две половины земного шара; в) карта, на которой изображена вся Земля. 3. Какую форму имела первая географическая карта мира? Обведи нужную букву. а) форму круга; б) форму треугольника; в) форму квадрата. 4. Допиши предложение. Горизонтальные линии, расположенные на глобусе параллельно друг другу называется __________________________. 5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву. а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте; б) показывает количество предметов на местности; в) показывает расстояние на местности между объектами. 6. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов. а) имеют разные цвета; б) имеют разные обозначения; в) имеют разный масштаб; г) имеют разную форму; д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки. ТЕСТ ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА» ВАРИАНТ 1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________ 1. Как называется наука о прошлом людей? Обведи нужную букву. а) география; б) история; в) астрономия; г) экология. 2. Что такое исторический источник? Обведи нужную букву. а) документ, срок действия которого давно истёк; б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён; в) то, что может рассказать нам о прошлом людей. 3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее. Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания. 4. Допиши предложения. Людей, которые производят раскопки древних поселений, называют _______________________________. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения, называется __________________________________. 5. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву. а) в Санкт – Петербурге; б) в Москве; в) в Суздале. ТЕСТ ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА» ВАРИАНТ 2 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________ 1. Кто изучает прошлое человеческого общества? Обведи нужную букву. а) экологи; б) географы; в) астрономы; г) историки. 2. Что такое архив? Обведи нужную букву. а) хранилище предметов старины; б) хранилище документов; в) древние записи о событиях прошлых лет. 3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишние. Старинные сооружения, книги, монеты, современная одежда, сказания и легенды, цветы, названия городов, правила перехода улиц. 4. Допиши предложения. Людей, которые ведут записи событий своего времени, называют ___________________________________. Одна из наук-помощниц истории – это _________________________. 5. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву. а) Пётр Первый; б) Иван Грозный; в) Екатерина Вторая.