Рабочая программа по русскому языку

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса

«РУССКИЙ ЯЗЫК»
4 «А» КЛАССА
Учителя начальных классов Ракитянской А.А

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на учебник
Канакина, В.П. Русский язык.: учебник для 4 класса: в 2 частях/ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий -М.:
Просвещение, 2019
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся 4 –го класса научится:
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего
образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное
отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский
язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном
общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении,
научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет
основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при
составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут
сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение
задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
— научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры;
— сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением
проверять написанное;
— получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков:
познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой,
словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса
научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что
послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми
единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной
учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на
следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся 4 –го класса научится:
различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся 4 –го класса научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом,
оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или
речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся 4 –го класса научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся 4 –го класса научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как
изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные,
имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического
разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу
не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся 4 –го класса научится:

различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения
(по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся 4 –го класса научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,
помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся 4 –го класса научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.
Обучающийся 4 –го класса получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание,
повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в
тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения

учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения,
электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного предмета
№

1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем.

Язык и речь Текст. Повторение
Предложение
Слово и его лексическое значение. Состав
слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение изученного
Итого

Количество
часов
13 часов
9 часов
21 час
39 часов
30 часов
8 часов
34 часа
16часов
170 часов

В том числе
контрольных творческих
работ
работ
1
1
1
1
1
1

1

1
1
6

3

Содержание тем учебного предмета
.
Повторение Язык и речь. Текст. (13 ч).
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости Текст и его признаки. Тема, основная мысль,
заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста
(повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (9 ч).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки
препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с
обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными
членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с
однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки
препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с
однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение Состав слова (21 ч).
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова.
Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем
иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с
типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный
разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка
правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в
правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков.
Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового
состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя
числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение,
вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро,
интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении
(второстепенный член предложения).
Имя существительное (39 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение
имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в
единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами
проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие
навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения
в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен
существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала;
работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку,
прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания
окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать
формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя,
директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (30ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным.
Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении
имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых
окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных
окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка
правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (8 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное
написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания
падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как
одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (34 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому
значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в
единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от
неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание
возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие
умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и
число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного
числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание
безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание
возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что
делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в
возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в
прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел,
слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов,
глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные
в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце,
любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (16ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми.
Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение
(композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и
самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текстаповествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов,
сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительныхсинонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных
рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с
предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при
извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в
словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в
развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Календарно-тематическое планирование
№
урока

1/1
2/2
3/3
4/4
5/5

Тема урока

Колво
часов

Повторение. (13 часов)
Вводный инструктаж по ТБ. Текст. Наша речь и наш язык.
Диалогическая и монологическая речь.

2

Текст и его план.

2

Типы текстов. Р.р. Составление устного рассказа на выбранную тему
(упр11)
6/6 Виды предложений по цели высказывания.
7/7 Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
8/8 Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с
обращением.
9/9 Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
10/10 Предложения распространённые и
нераспространённые. Р.р. Восстановление деформированного текста
(упр27)

1

11/11 Словосочетание.
12/12 Главное и зависимое слова в словосочетании.
13/13 Диагностическая работа.
Предложение (9 часов)
14/1 Работа над ошибками. Однородные члены предложения.
15/2 Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами.
16/3 Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
17/4 Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а,
но.
18/5 Р.р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая
осень» (упр48)
19/6 Простые и сложные предложения.
20/7
Сложное предложение и предложение с однородными членами.
21/8 Контрольный диктант №1 по теме « Предложение ».
22/9 Работа над ошибками.
Слово в языке и речи (21 час)
23/1
Лексическое значение слова. Многозначные слова.
24/2 Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова.
Устаревшие слова.
25/3 Синонимы. Антонимы. Омонимы.
26/4 Фразеологизмы.
27/5 Состав слова. Значимые части слова.
28/6 Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.
29/7 Образование однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
30/8 Правописание гласных и согласных в корне слова.
31/9 Правописание слов с удвоенными согласными.
32/10 Правописание приставок и суффиксов.
33/11 Правописание слов с разделительными Ь и Ъ.
34/12 Р.р. Изложение повествовательного деформированного текста
(упр110)

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

по
плану

Дата
фактически

35/13 Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»
36//14 Работа над ошибками. Части речи. Служебные и самостоятельные
части речи.
37/15 Морфологические признаки частей речи.
38/16 Морфологические признаки частей речи. Закрепление.
39/17 Наречие как часть речи.
40/18 Признаки наречия.
41/19 Образование и правописание наречий.
42/20 Образование и правописание наречий. Р.р. Устное сочинение-отзыв по
репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером
волке» (упр133).
43/21 Резерв.
Имя существительное (39 часов)
44/1 Определение падежа имён существительных.
45/2 Признаки падежных форм имён существительных.
46/3 Начальная форма имени существительного.
47/4 Упражнение в распознавании именительного, родительного,
винительного падежей неодушевленных имен существительных.
48/5 Упражнение в распознавании имен существительных в творительном
и предложном падежах.
49/6 Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания.
Несклоняемые имена существительные.
50/7 Три склонения имён существительных.
1-е склонение имён существительных.
51/8 Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
52/9 Р.р. Сочинение по репродукции картины А. А. Пласто-ва «Первый
снег» (упр161)
53/10 2-е склонение имён существительных.
54/11 Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
55/12 3-е склонение имён существительных.
56/13 Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.
57/14 Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени
существительного.
58/15 Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное»
59/16 Работа над ошибками. Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных в единственном числе.
60/17 Способы проверки безударных падежных окончаний имён
существительных
61/18 Именительный и винительный падежи имён существительных.
62/19 Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
63/20 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых
имён существительных.
64/21 Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
65/22 Падежные окончания имён существительных в родительном и
дательном падежах.
66/23 Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в родительном и дательном падежах.
67/24 Правописание окончаний имён существительных в творительном
падеже.
68/25 Падежные окончания имён существительных в творительном падеже,
оканчивающихся на шипящий и ц.
69/26 Правописание окончаний имён существительных в предложном
падеже.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

70/27
71/28
72/29
73/30
74/31
75/32
76/33
77/34
78/35
79/36
80/37
81/38
82/39
83/1
84/2
85/3
86/4
87/5
88/6
89/7
90/8
91/9

92/10

Упражнение в правописании безударных окончаний имён
существительных в предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех
падежах.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён
существительных.
Склонение имён существительных во множественном числе.
Именительный падеж имён существительных множественного числа.
Контрольное списывание№1
Работа над ошибками. Родительный падеж имён существительных
множественного числа.
Родительный и винительный падежи имён существительных
множественного числа.
Дательный, творительный, предложный падежи имён
существительных множественного числа.
Морфологический разбор имён существительных.
Резерв.
Резерв.
Имя прилагательное (30 часов)
Имя прилагательное как часть речи.
Род и число имён прилагательных. Начальная форма имён
прилагательных.
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в именительном падеже.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в родительном падеже.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в дательном падеже.
Именительный, винительный и родительный падежи.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего
рода в творительном и предложном падежах.

1

Упражнение в правописание падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода.

1

Р.р. Восстановление деформированного текста (упр56). Правописание
падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
94/12 Склонение имён прилагательных женского рода в единственном
числе.
95/13 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского
рода
96/14 Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имён
прилагательных женского рода.
97/15 Правописание окончаний имён прилагательных женского рода в
единственном числе.
98/16 Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных
женского рода в единственном числе.
99/17 Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»
100/18 Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён
93/11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

прилагательных женского рода.
101/19 Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
102/20 Сочинение – отзыв по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1
1

103/21 Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

104/22 Именительный и винительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
105/23 Родительный и предложный падежи имён прилагательных
множественного числа.
106/24 Дательный и творительный падежи имён прилагательных
множественного числа.
107/25 Р.р. Изложение повествовательного текста (упр. 99).

1

108/26 Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных
множественного числа.
109/27 Морфологический разбор имён прилагательных.

1

110/28 Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1

111/29 Резерв.

1

112/30 Резерв.

1

1
1
1

1

Местоимение (8 часов)
113/1

Роль местоимений в речи.

1

114/2

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1

115/3

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание
местоимений.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и
множественного числа.
Правописание личных местоимений с предлогами.

1

1

119/7

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и
множественного числа.
Контрольный диктант №5 по теме «Местоимение».

120/8

Работа над ошибками. Морфологический разбор местоимений.

1

116/4
117/5
118/6

1
1

1

Глагол (34 часа)
121/1

Роль глаголов в языке.

1

122/2

Время глаголов. Изменение глаголов по временам.

1

123/3

Неопределённая форма глагола.

1

124/4

Основа глагола неопределённой формы.

1

125/5

Образование временных форм от глаголов неопределённой формы.

1

126/6

Спряжение глагола.

1

Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и
будущего времени (спряжение).
128/8 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном
числе.
129/9 Р.р. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна.
Большая вода» (упр178-179)
130/10 I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени.
127/7

1
1
1
1

131/11 Спряжение глаголов в будущем времени.
132/12

Спряжение глаголов в сложном будущем времени.

1
1

133/13 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем
и в будущем времени.
134/14 Контрольное изложение.

1

135/15 Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и в будущем времени.
136/16 Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями.
137/17 Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
137/18 Правописание безударных личных окончаний глаголов.
138/19 Правописание возвратных глаголов.
139/20 Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
140/21 Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Закрепление.
141/22 Правописание глаголов в прошедшем времени.
142/23 Комплексная работа.
143/24 Работа над ошибками.
144/25 Правописание глаголов в форме единственного числа прошедшего
времени.
145/26 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
146/27 Р.р. Подробное изложение повествовательного текста(упр253).
147/28 Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола.
148/29 Правописание глаголов с орфограммами в окончании.
149/30 Обобщение по теме «Глагол».
150/31 Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»
151/32 Работа над ошибками.
152/33 Резерв.
153/34 Резерв.
Повторение (18 часов)
154/1 Язык и речь.
155/2 Текст.
156/3 Предложение и словосочетание.
157/4 Лексическое значение слова.
158/5 Состав слова.
159/6 Правописание орфограмм в значимых частях слова.
160/7 Всероссийская проверочная работа.
161/8 Всероссийская проверочная работа.
162/9 Работа над ошибками.
163/10 Части речи. Признаки частей речи.
164/11 Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.
165/12 Наречие. Глагол.
166/13 Служебные части речи.
167/14 Звуки и буквы.
168/15 Морфологический разбор слов.
169/16 Разбор предложения по членам предложения.
170/17 Резерв.
Итого : 170 часов; к/д – 6, к/с. – 1, к/ изл., компл. р. -1, диагн. р. -1,ВПР -2.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Приложение:
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство,
ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать,
директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля,
километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл,
назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство,
председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер,
свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз,
хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз,
электростанция.

1.

2.
3.

2.

3.
4.

Входной контрольный диктант №1
по теме « Повторение»
4 класс ( сентябрь)
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью.
Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась
в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под
ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках, и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а
вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинами.
По М. Пришвину.
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась
Грамматическое задание:
Выписать по одному слову с орфограммами в корне:
парным согласным
безударным гласным
непроизносимым согласным
Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы
Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
1 вар. – ягода
Выписать предложение:
1 вар. – 3 предложение
Подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания, дать характеристику предложения.
Входной контрольный диктант №1
по теме « Повторение»
4 класс ( сентябрь)
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью.
Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась
в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под
ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках, и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а
вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинами.
По М. Пришвину.
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась
Грамматическое задание:
Выписать по одному слову с орфограммами в корне:
парным согласным
безударным гласным
непроизносимым согласным
Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы
Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
2 вар. – ёлочка
Выписать предложение:
2 вар. – 6 предложение
Подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания, дать характеристику предложения.

Контрольный диктант № 2 по теме:
«Состав слова» с грамматическим заданием.
На поляне.
Группа школьников осенью ходила в парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод
созрели на рябинах.
Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые
ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый
костёр на берегу речки.
В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать
чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.
Радостные ребята вернулись с прогулки.
Грамматическое задание:
1. Выпиши из текста три слова с проверяемой безударной гласной и три слова с парной согласной,
рядом с каждым словом напиши проверочное.
2. Выпиши из текста два слова: одно – в котором звуков больше, чем букв; второе – в котором звуков
меньше, чем букв.

Контрольное списывание № 1
Зимние забавы.
Шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в
природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний, белоснежный
наряд. Каждая маленькая былинка словно покрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку
до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Щёки
разрумянились. Малыши играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит
людям много радости.
Административная контрольная работа

по русскому языку
за 1 полугодие 20___\20___ учебного года
Дата:_________________________
Цель: проверить уровень прочности усвоения и осознанности материала учащимися по пройденным
темам на конец 1 полугодия.
4 класс
1. Контрольный диктант.
Текст:
Наш лес.
Мы любим наш лес и охраняем его. Перед новогодними праздниками ребята проводят дежурство на
дороге. Весной мы оберегаем русские берёзки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок.
Мы подходим к саженцам. Они прижились, окрепли. Радостно смотреть на них, переходим от
полянки к полянке. Вот к норке пробежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги и ты
красоту. Не разводи костров, не оставляй мусор. Лес - наше богатство.
2. Грамматическое задание:
1. Найди грамматическую основу предложения. Подпиши над словами части речи всех слов
предложения, у имен существительных определи склонение и падеж.
1 вариант - Перед новогодними праздниками ребята проводят дежурство на дороге.
2 вариант - Весной мы оберегаем русские берёзки от любителей берёзового сока.
2. Разбери слова по составу:
1 вариант - берёзового, саженцам, подходим
2 вариант - русские, дежурство, проводят
3. Выпиши из текста родственные слова, докажи. Подчеркни проверочное слово.
Диктанты по темам для 4 класса с заданиями для проверочных занятий.
Диктант по теме “Имя Прилагательное”
Зима в лесу
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега.
Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны
чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке
пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее
дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы
тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут
дружными стаями. (82 слова.)
Грамматическое задание:
1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;
2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;
3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);
4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Контрольный диктант № 4 по теме « Местоимение»
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок.
Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной
играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз.
Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже
совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках.
Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она
какая – кукушка!(119 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу …. пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые,
оранжевые листья ….. встал под деревом. На …. дождём посыпались осенние листья.
Контрольное списывание № 2 «Скворцы.»
Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали
наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь.
Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!
Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на
гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали
прошлогодние знакомые места.
Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие
травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не
просунула свой длинный хищный клюв ворона.
Контрольный диктант по теме «Глагол» 4 класс
Совесть
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила
завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила
подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак
и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её
грызла беспощадная совесть.
Грамматическое задание:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
2. Поставь глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Итоговый контрольный диктант за курс 4 класса

2019-2020 г.
Цель итоговой работы: определить уровень сформированности предметных результатов у
учащихся 4 классов по итогам освоения программы по русскому языку.
Весна идёт
Светает. Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели. Снег
потемнел. На лесной опушке показались рыжие проталины. Это апрельские веснушки. С каждым
днём их становится всё больше.
Оживает лес. Вылезают из зимней норки зверьки. Лапка за лапкой вьются их следы на снегу. Стали
слышны радостные голоса птиц. Вот пролетели клесты, снегири, зяблики. Маленькая птичка скачет
от ветки к ветке. Не боится она теперь холодов. На сосне заработал дятел. Он объявляет лесным
жителям о приходе весны. (80 слов)
Задания.
1. Разберите предложение по членам предложения, укажите части речи, выпишите
словосочетания.
1 вариант. На лесной опушке показались рыжие проталины.
2 вариант. Маленькая птичка скачет от ветки к ветке.

2. Разберите слова по составу.
1 вариант. Вылезают, маленькая, лапкой.
2 вариант. Светает, весеннего, верхушкам.

3. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы и запишите:
1 вариант. Зарубить на носу –
Держать язык за зубами –
Вешать нос –
2 вариант. Мозолить глаза Водить за нос –
Надуть губы –
Словарные диктанты. 4 класс.
№1. Человек, пожалуйста, хозяин, хозяйство, горизонт, комбайн, комбайнёр, багаж, календарь,
прекрасный.
№2. Библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё, корабль, костюм, железо, вокзал, пассажир,
пассажирский.
№3. Билет, одиннадцать, шестнадцать, двадцать, впереди, медленно, здесь, вчера, теперь, завтра.
№4. Телефон, телепередача, аллея, беседа, беседовать, агроном, пейзаж, инженер, инженеры,
хлебороб.
№5. Овца, адрес, сегодня, костёр, портрет, путешествие, путешественник, директор, килограмм,
грамм.
№6. Газета, автомобиль, семена, электричество, электрический, электростанция, сейчас,
правительство, аппетит, космос, космический.
№7. Километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка, салют, богатство, металл,
металлический.
№8. Ботинки, победа, председатель, гореть, сверкать, лучше, расстояние, везде, сверху, снизу.
№9. Свитер, сеялка, назад, вперёд, командир, свобода, велосипед, издалека, космонавт, оборона,
тепловоз.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».