РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку (русский) 1 КЛАСС учителя начальных классов Арнаутовой С. В. на 2020 – 2021 учебный год Рабочая программа по родному (русский) языку разработана на основе учебника: Русский родной язык для 1-4 классов. М.: Просвещение,2020. О.М. Александрова М.И. Кузнецова Л.В. Петленко, О.В.Соколов Планируемые результаты освоения ученого предмета. Предметные результаты: различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж] [ш], [ц] непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; переносить слова по слогам на письме; раздельно писать слова в предложении, верно писать буквосочетания К концу 1-го класса обучающийся научится: - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью); - анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; - продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; - вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; Обучающийся 1-го класса получит возможность научиться: - оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения; - давать оценку невежливому речевому поведению. - знать особенности диалога и монолога; - анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; - использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; - знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка); - пользоваться основными способами правки текста. - анализировать типичную структуру рассказа; - рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; - знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; - продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; - объяснять значение фотографии в газетном тексте; - реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации. Содержание учебного предмета. Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Наша речь Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. Текст, предложение, диалог Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Слова, слова, слова… Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Ударение. Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). Звуки и буквы. Содержание учебного предмета № раздела 1 2 Наименование разделов Развитие устной речи. Наша речь Текст, предложение, диалог Кол-во часов 3 5 3 Слова, слова, слова… 4 4 Слово и слог. Ударение 4 5 Звуки и буквы 17 ИТОГО 33 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Дата план Дата факт Тема 1 четверть ( 9 часов) Раздел 1. «Наша речь» (3 часа) Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. Раздел 2. «Текст, предложение, диалог» (5 часов) Предложение. Составление предложений по картинке. Текст. Заголовок текста. Составление диалога. Вежливые слова. Пересказ сказок. Раздел 3. «Слова, слова, слова …» (4 часа) Значение слова. 2 четверть ( 7 часов) Роль слов в речи. Игра «Назови слово». Тематические группы слов. Слова однозначные и многозначные.Игра в слова. Раздел 4. «Слово и слог. Ударение» ( 4 часа) Слово и слог. Ударение. Слово и слог. Ударение. Деление слов на слоги. Образование слога. 3 четверть ( 9 часов) Раздел 5. «Звуки и буквы» ( 17 часа) Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным. Обратные слоги. Гласные звуки (а, о, у, и, ы) Буквы обозначающие гласные звуки. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Гласные звуки (а, о, у, и, ы) Буквы обозначающие гласные звуки. Буквы я, ю, е, ё., обозначающие гласные звуки. Буквы я, ю, е, ё., обозначающие гласные звуки. Игра «Собери слова». Парные (твердый- мягкий) согласные звуки, и буквы обозначающие их. 4 четверть ( 8 часов) Звуковая схема слова. Парные (глухой - звонкий) согласные звуки, и буквы обозначающие их. Игра «Найди букву в тексте». Ь и Ъ знаки в русском языке. Буквы русского алфавита. Игра «Назови следующую букву» Проект «Я расскажу о букве …» Как хорошо уметь читать. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1