Содержание 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые 3 результаты освоения учащимися 10 с задержкой психического развития адаптированной образовательной программы начального общего образования 1.3. Система оценки достижения учащимися 15 с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования 2. Содержательный раздел 19 3.1. Направления и содержание программы коррекционной работы 3. Организационный раздел 19 28 3.1. Учебный план 3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной 28 программы начального психического развития 28 общего образования учащихся с задержкой 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цель реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития. Цель реализации АОП НОО учащихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО учащихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Асеева и Ю.Голикова» (далее Школы) АОП НОО учащихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач: формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся с ЗПР; достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР; обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; 2 использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; предоставление учащимся возможности для эффективной самостоятельной работы; участие педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (поселка, города). Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития В основу разработки и реализации АОП НОО учащихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к разработке и реализации АОП НОО учащихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АОП НОО учащихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АОП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя учащимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности учащихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. 3 В контексте разработки АОП НОО учащихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования АОП НОО учащихся с ЗПР положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования 1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности учащегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития; Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203ФЗ). 1 4 принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей. Общая характеристика адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития Адаптированная образовательная программа начального общего образования учащихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Вариант 7.1. предполагает, что учащийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). АОП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АОП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования 2 (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО). 2 5 особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР и поддержку в освоении АОП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АОП НОО. Обязательными условиями реализации АОП НОО учащихся с ЗПР является психологопедагогическое сопровождение учащегося, согласованная работа педагогапсихолога с учителем начальных классов, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Определение варианта АОП НОО учащегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психологомедикопедагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР Учащиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий 3. Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Дифференциация образовательных программ начального общего образования учащихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории учащихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие 3 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 6 ориентиры для рекомендации обучения по АОП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом. АОП НОО (вариант 7.1) адресована учащимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории учащихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у учащихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Особые образовательные потребности учащихся с ЗПР Особые образовательные потребности различаются у учащихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп учащихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех учащихся с ОВЗ 4, так и специфические. К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; 4 Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными потребностями» 7 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для учащихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности: адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов учащихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий учащихся с ЗПР; профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и динамики психофизического развития; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности учащегося с ЗПР, продолжающегося до 8 достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). 1.2. Планируемые результаты освоения учащимися с задержкой психического развития адаптированной образовательной программы начального общего образования Самым общим результатом освоения АООП НОО учащихся с ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. 9 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО 5. Планируемые результаты освоения учащимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения учащимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности формируются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной - личностные и метапредметные результаты. Личностные результаты — индивидуальное продвижение учащегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.). Метапредметные результаты - овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д. Предметные результаты определяются совместно с учителем с учетом индивидуальных возможностей разных категорий учащихся с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам. Предметные результаты освоения программ прописываются в программах учебных предметов. Достижения учащихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Реализация АОП также предполагает: уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее – ФГОС НОО). 5 10 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли учащегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения АОП включают освоенные учащимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. АОП определяем два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся. Минимальный уровень является обязательным для всех учащихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если учащийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медикопсихологопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация можем перевести учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану или на вариант адаптированной образовательной программы. Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений учащихся с ЗПР в различных средах: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; 11 в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых учащийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; 12 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; - в освоении культурных форм выражения своих чувств. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. 13 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье, с учителями и учениками в школе, со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АОП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; 14 сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии АОП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому учащемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. 15 1.3. Система оценки достижения учащимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО учащихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений учащихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения учащимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения учащимися с ЗПР АОП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Оценивать достижения учащимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у учащегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Учащиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АОП НОО в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации учащихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ЗПР: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 16 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Система оценки достижения учащимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения учащимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения учащимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Оценка результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АОП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО учащихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР; 17 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей учащихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АОП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования учащихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики учащихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения учащимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей учащихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения учащегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) учащихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные 18 экспрессдиагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений учащегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения учащимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей учащихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Для оценки результатов освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с учащимся. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки достижений учащегося в сфере социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни – в школе и дома. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения учащимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики учащихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность учащихся, проявляется не только в учебнопознавательной деятельности, но и повседневной жизни. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы учащегося в случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 19 2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий; программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся с ЗПР; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО6. Структура АОО НОО предполагает введение программы коррекционной работы. 2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы Программа коррекционной работы должна предусматривать индивидуализацию специального сопровождения учащегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО учащихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи учащимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии учащихся, их социальная адаптация. Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей учащихся. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психологомедикопедагогического сопровождения учащихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении учащимися с ЗПР АООП НОО; 6 Раздел III ФГОС НОО. 20 возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях. Основными направлениями в коррекционной работе с учащимся являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительно-моторной координации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательной организации; коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся; информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми 21 участниками образовательных отношений — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Содержание направлений работы. Диагностическая работа включает: своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекцию его поведения; 22 социальную защиту ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: выработку совместных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с учащимся с ОВЗ; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ. Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ. Этапы реализации программы. Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента учащихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционноразвивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. 23 Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Механизмы реализации программы. Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает: комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребенка. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации, который предоставляет многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. 24 Социальное партнерство предусматривает: сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ; сотрудничество с родительской общественностью. Условия реализации программы. Программа коррекционной работы предусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих: Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии; обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательной деятельности; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышения ее эффективности, доступности); обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях; 25 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития учащихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АОП НОО в целом. Деятельность школы. психолого-медико-педагогический консилиума В школе работает психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум создан в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК: – своевременного выявления детей, нуждающихся в создании СОУ; – создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; – разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. Состав психолого-медико-педагогический консилиума утверждается приказом директора учреждения ежегодно. Комиссию возглавляет лицо из числа административноуправленческого состава организации, назначаемое руководителем общеобразовательной организации. Состав консилиума определяется ежегодно и утверждается руководителем. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учитель начальных классов (для учащихся 1-4 классов), руководитель ШМС (для учащихся 5-11 классов), медицинский работник (по согласованию). По решению председателя консилиума в его состав включаются и другие специалисты и педагоги общеобразовательной организации, работающие с ребенком. 26 Обследование ребѐнка специалистами консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или членов педагогического коллектива с согласия родителей (законных представителей). При несогласии родителей (законных представителей) проводится работа по формированию у них адекватного понимания проблемы исходя из интересов ребѐнка. При обследовании на консилиум должны быть представлены следующие документы: педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у специалиста, работающего с ребенком; письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности; при необходимости получения медицинской информации о ребенке консилиум направляет запрос соответствующим медицинским специалистам. Документы предоставляются специалистами не позднее, чем за 3 дня до проведения консилиума председателю консилиума. Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые консилиумы проводятся по утвержденному годовому плану работы консилиума, не реже 1 раза в квартал. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалистов Школы, ведущих с данным ребенком коррекционноразвивающее обучение и развитие, а так же родителей (законных представителей) ребенка. Поводом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения и развития ребенка. Диагностическая работа проводится с целью определения состояния деятельности учащегося, его развития и создания комфортных условий для дальнейшей адаптации и социализации. Диагностику проводит школьный педагог-психолог и результаты представляются на заседании. Консультации проводятся для педагогов школы и родителей (законных представителей) детей с целью формирования активно-положительной позиции взрослых и эмоционально-положительного фона в детском коллективе. Методическая работа осуществляется с целью формирования банка диагностических и коррекционных методик, консультационных материалов для родителей (законных представителей) и педагогов школы, подготовки индивидуальных диагностических и коррекционных пакетов для учащихся, содержательного наполнения индивидуальных комплексных учебнокоррекционных программ, а также для повышения профессиональной компетентности специалистов консилиума. Данные материалы хранятся у педагога-психолога. 27 Посещение уроков учителей учреждения специалистами консилиума осуществляется с целью наблюдения за учащимися в образовательной среде массового класса. Консилиум проводится под руководством Председателя консилиума. Каждый специалист, участвующий в работе консилиума дает свое заключение о проблеме ребенка в устной форме. Последовательность представлений специалистов определяется Председателем консилиума. Рекомендации принимаются большинством голосов специалистов консилиума и фиксируются в протоколе заседания. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные консилиумом, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком. Содержательное наполнение индивидуальных комплексных учебнокоррекционных программ осуществляется на основе рекомендаций специалистов областной ПМПК, обсуждаются на заседании консилиума при обязательном согласовании с родителями (законными представителями). Программа психолого-педагогического детейинвалидов, детей с ОВЗ и их семей. сопровождения В Школе разработана и реализуется комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей. Целью программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание оптимальных социальнопсихологопедагогических условий для коррекции недостатков развития учащихся, нормализации учебной деятельности, активизации познавательной деятельности, благоприятной адаптации и социализации. Задачи: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребѐнка как субъекта социальной жизни; создание условий для психологического комфорта и безопасности ребѐнка; удовлетворение потребностей ребѐнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах; 28 защита прав личности учащегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребѐнку в проблемных ситуациях; комплексная диагностика возможностей и способностей ребѐнка; профориентация ребенка с ОВЗ; реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы социально-психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся; социально-психологическая помощь детям и семьям групп особого внимания; развитие социально-личностных, личностно-адаптивных и психологопедагогических компетентностей учащихся, родителей, педагогов. Задача образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития. Направления работы в рамках реализации программы. Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают еѐ основное содержание: диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения; коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся; 29 информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО 7. В соответствии с ФГОС НОО учащихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного учащегося в зависимости от его потребностей. 3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования учащихся с задержкой психического развития Образовательная деятельность осуществляется согласно календарному учебному графику, утвержденному приказом директора Посещение учащимся уроков, проводимых в школе при отсутствии медицинских противопоказаний и по согласованию с родителем (законным представителем) несовершеннолетнего учащегося, осуществляется в соответствии с расписанием уроков класса, в который зачислен учащийся. Кадровые условия Для реализации программы индивидуального психологического сопровождения в Школе имеются педагоги начальных классов, педагогпсихолог. Уровень квалификации работников школы, реализующей АОП НОО соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Образовательная организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения 7 Раздел III ФГОС НОО. 30 методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ. Финансовые условия Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение учащимися с ОВЗ общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию АОП. Финансирование реализации адаптированной образовательной программы для учащихся должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования муниципального образовательного учреждения. Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, в соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями реализации АОП НОО, требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН. Материально-технические условия. Для материально-технического обеспечения всех предметных областей, включая коррекционно-развивающую область и внеурочную деятельность, Школа оснащена: учебными помещениями для осуществления образовательного процесса (классами, специальными кабинетами); помещениями (кабинетами, мастерскими) для занятий изобразительным искусством и др.; помещение библиотеки с рабочими зонами, оборудованным читальным залом и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой, фонотекой; -актовым залом; спортивными сооружениями (зал, стадион, спортивная площадка), оснащѐнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарѐм; помещение для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания; 31 помещения медицинского назначения; административными и иными помещениями, оснащѐнными необходимым оборудованием для организации учебного процесса; кабинетом педагога-психолога; гардеробами, санузлами, местами личной гигиены. Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности учащихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. В Школе имеются следующие технические средствам обучения учащихся с ЗПР, ориентированные на их особые образовательные потребности: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др. Информационно-образовательная среда Школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Материально-технические условия реализации АОП для учащихся с ОВЗ должны отвечать особым образовательным потребностям каждой категории учащихся и особым образовательным потребностям, характерным для конкретной группы учащихся, что обусловливает необходимость предъявления специфических требований к: - организации процесса обучения; - организации пространства; - организации временного режима обучения; - организации рабочего места учащегося: - техническим средствам обучения; - учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности. 32 Важным условием реализации адаптированной образовательной программы является возможность для беспрепятственного доступа учащихся ко всем объектам инфраструктуры Школы. Все пространство класса доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. При реализации образовательных программ в Школе используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Требования к организации пространства Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий во всех учебных и внеучебных помещениях. Для учащихся с задержкой психического развития необходимо создавать доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.. Организация рабочего пространства учащегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При реализации АООП НОО необходимо обеспечение учащемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. Требования к организации временного режима обучения Временной режим образования учащихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Сроки освоения АОП НОО учащимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4 года (1-4 классы). Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4 классы – 35 учебных недель. Для профилактики переутомления учащихся с ЗПР в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. 33 Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся. Обучение проходит в первую или вторую смену. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей учащегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня учащихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АОП НОО, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей учащихся в двигательной активности). Целесообразно обучение по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий. Количество часов, отведенных на освоение учащимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности учащегося в течение учебного дня. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. Число уроков в день: для учащихся 1 классов – не должно превышать 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для учащихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков. Продолжительность учебных занятий не превышает 45 минут. При определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый)8. П. п 10.9, 10.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 8 34 Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать перемены по 20 минут каждая. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1 АОП НОО, не должна превышать 25 учащихся, число учащихся с ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные учащиеся – не имеющие ограничений по здоровью. Учебный и дидактический материал При освоении АООП НОО учащиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения ООП НОО. В учебном процесс в Школе используется УМК «Школа России». Особые образовательные потребности учащихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на учащегося, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования учащихся с ЗПР. Для этого все специалисты Школы, вовлечѐнные в процесс образования ребенка с ЗПР, имеют неограниченный доступ к организационной технике Школы, методическому кабинету Школы, сети Интернет, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АОП НОО. В Школе предусматривается материальнотехническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечѐнных 35 в процесс образования, родителей (законных представителей) учащегося с ЗПР. Информационное обеспечение включает необходимую нормативноправовую базу образования учащихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса и наличие. Информационно-методическое обеспечение реализации АОП НОО учащихся с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Для этого в Школе создана внутришкольная сеть, доступ к которой обеспечен всем педагогам Школы. В Школе имеется следующее информационно-методическое обеспечение образовательного процесса: - Необходимая нормативно-правовая базу образования учащихся с ЗПР. - Специальные периодические издания (журналы), знакомящие с современными научно обоснованными методическими материалами и передовым опытом воспитания и обучения детей с ОВЗ. - Доступ к информационным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. 36