МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИАГИНСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 им. А.АСЕЕВА И Ю.ГОЛИКОВА» (МБОУ СОШ №2 им. А.Асеева и Ю.Голикова) Принято на педагогическом совете Протокол № 6 от 01.06.2021г.. Согласно на заседании родительского комитета от 02.06.2021г. протокол № 4 «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю.Голикова Порецкая О.Н. Приказ №121/1 от 01.06.2021 цифровой Порецкая Подписано подписью: Порецкая Ольга Николаевна Ольга Дата: 2021.09.03 Николаевна 09:01:34 +03'00' ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2022 Содержание ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................................................... 3 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ..................................... 3 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ .......................................................................................................................... 4 4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......................................................................................... 8 4.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»....................................................................................................... 8 4.2. Модуль «Классное руководство» ....................................................................................................................... 10 4.3 Модуль. «Курсы внеурочной деятельности» ..................................................... Error! Bookmark not defined. 4.4 Модуль «Школьный урок»................................................................................. Error! Bookmark not defined. 4.5 Модуль «Самоуправление» ................................................................................ Error! Bookmark not defined. 4.6 Модуль «Детские общественные объединения». .............................................. Error! Bookmark not defined. 4.7 Модуль «Школьные медиа» ............................................................................... Error! Bookmark not defined. 4.8 Модуль «Организация предметно - эстетической среды» ................................ Error! Bookmark not defined. 4.9 Модуль «Работа с родителями» ......................................................................... Error! Bookmark not defined. 5.АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ............................................................. Error! Bookmark not defined. 6. Календарный план работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования. Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы. Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова основывается на следующих принципах: - Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации; Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся; Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности; Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социальнопедагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности; Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско - патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала; Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми; Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т. д; - Основными традициями воспитания в МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова являются следующие: Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела); конструктивное межличностное, межклассное и межвозврастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований в рамках реализации подпрограмм «Время выбрало нас» и «Лестница моего успеха», на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д. - 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, - реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; - инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ); - вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; - организовывать профориентационную работу с обучающимися; - реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества; - развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для: - усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, - самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника - развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем. К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: - становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций; - утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру; - развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: - приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе: опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни; опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления; опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт природоохранных дел; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы. 4.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников. Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума: акция «Сад памяти», акция «Сдай макулатуру –спаси дерево», акция «Поздравь ветерана педагогического труда» акция «Ветеран живет рядом» (адресная помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым жителям микрорайона) Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям: Участие во Всероссийском движении «Бессмертный полк» Акция «Свеча памяти» Акция «Окна Победы» Акция «Георгиевская ленточка» • районные методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию ученического самоуправления; • дискуссионные площадки для обучающихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и поселка; • проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне станицы, региона, России, в которых участвуют все классы школы. • Праздник первого звонка. • День учителя • • • • • • • • • • • • Фестиваль дружбы народов Новогодний калейдоскоп Месячник военно-патриотического воспитания Праздник «Широкая масленица» Праздник мам. День защитника Отечества День памяти погибших в локальных войнах. Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» 9 Мая Праздник «Последнего звонка» Вручение аттестатов Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: • «Прощание с Букварем» • «Посвящение в пятиклассники» • «Прощание с начальной школой» • «Посвящение первоклассников в пешеходы» • Ежегодные конкурсы: • «Класс года» • «Ученик года» • «Мой классный самый классный» • «Класс без вредных привычек» • Совместные мероприятия педагогов, учащихся, родителей театрализованные выступления, гостиные, праздники. Проводятся на традиционные школьные мероприятия: День учителя, День семьи, Новый год (театрализованное представление «Новогодняя сказка»). • Концерты: • Концерт «За все тебя благодарю», посвященный Дню матери. • Концерт "Дарите женщинам цветы!", посвященный Международному женскому дню. • Церемония награждения «Триумф» (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. • На уровне классов: • День именинника. • Капустники, вечера и др. • Праздничные мероприятия с родителями: «День матери», «Новый год», 8 Марта, День Защитника Отечества. • Совместные итоговые родительские собрания. На индивидуальном уровне: Участие в ключевых делах школы (класса) в одной из возможных для себя ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, корреспондентов, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п. 4.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует: работу с классным коллективом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями Работа с классным коллективом: • инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ; • поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; • организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героикопатриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности),позволяющие: вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков; походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями; празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т. д.; регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. • мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; • мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении; • мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 4.3 Модуль. «Курсы внеурочной деятельности» Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация Воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебы обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 4.4 Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 4.5 Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. На уровне школы: Детское самоуправление в школе осуществляется через деятельность Президента и Ученического Совета обучающихся. В нем выстроена своя структура управления. Во главе Совета стоит Президент, который избирается на общешкольных выборах. В Совет обучающихся входят представители от каждого класса, начиная с 5-ого класса. В Совете определены Министерства, каждый из которых отвечает за одно из направлений деятельности: Министерства образования Министерства Информации Министерства Порядка Министерства Культуры Министерства Спорта «Совет справедливых» Деятельность выборного Совета обучающихся создана для учета мнения детей по вопросам управления образовательной организацией и принятия решений, затрагивающихих права и законные интересы детей. Через деятельность министерств, объединяющего старост классов, реализуется распространение значимой для детей информации и получения обратной связи от классных коллективов. Активисты министерств Культуры и Спорта инициируют и организуют проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.). Члены министерств распределяют ответственность между классами за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п. В штаб «Совета справедливых» входят наиболее авторитетные старшеклассники и курируются школьным педагогом. Задача группы штаба регулировать конфликтные ситуации в школе. Министерство Информации создан с целью информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющий фото и видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов и т.д., публикацию в СМИ проведенных мероприятий. Организация самоуправления на уровне классов в школе осуществляется через: деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса старост, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отвечающих за различные направления работы класса (спортивный сектор, учебный сектор различные направления работы класса (спортивный сектор, учебный сектор, творческий сектор и т.п.). На индивидуальном уровне: участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных,внешкольных, классных дел; участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях; участие в работе Советов дел по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций 4.6. Модуль «Детские общественные объединения». На базе школы действует детское объединение РДШ, отряд Юнармия, отряд ЮИД «Зеленый свет», отряд волонтеров «Доброволец». Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельнопринимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микро- климат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: Личностное развитие – участие в муниципальных, республиканских или российскихтворческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО; Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. Военно-патриотическое направление – деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения, юнармии, волонтеров. Информационно-медийное направление - объединяет ребят, участвующих в работе школьных редакций, создании и поддержке интернет-страничкишколы и РДШ в соц. сетях, организации деятельности школьного пресс-центра, в рамках Всероссийской медиа-школы они учатся писать статьи, собирать фотоматериалы, вести блоги и сообщества в соц. сетях. Основными формами деятельности членов РДШ являются: участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях; коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; информационно-просветительские мероприятия; разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся; организация наставничества «Дети обучают детей» и др. 4.6 Модуль «Школьные медиа» . Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (школьной жизни через районную газету «Красное знамя», сайт образовательной организации, инстаграм школы ) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления, РДШ. • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; • школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающих интернет-сайт школы и группу в социальных сетях по направлению с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации, информационного продвижения ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для образовательной организации вопросы. 4.7 Модуль «Организация предметно - эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия; • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий. Ежегодная акция «Сто роз в честь Великой Победы!» • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций ); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах. 4.8 Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ СОШ №2 им.А.Асеева и Ю.Голикова осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: • общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На уровне класса: • классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации; • классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 5.АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами администрации школы, классныхруководителей. Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение качественных показателей деятельности; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Структура аналитического отчета воспитательной деятельности включает следующие разделы: 1. Анализ работы по направлениям деятельности. Критериями, на основе которых делается данный анализ, являются: -анализ реализации целей и решения задач, поставленных в начале года образовательной организацией; -анализ ключевых дел, мероприятий, проводимых в школе по разным направлениям. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе. Способами получения информации являются аналитические справки, приказы по проведению различного рода мероприятий, мониторинг участия в конкурсах, соревнованиях, акциях и т.п. различного уровней. Состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов, родителей. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является изучение уровня удовлетворенности детей и их родителей. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы. Способами получения информации является мониторинг уровня удовлетворенности образовательным и воспитательным процессом. Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая в школе совместная деятельность школьников и педагогов интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной. 2. Качество воспитательной деятельности классных руководителей. Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ, являются: умение классных руководителей конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих воспитанников; соответствие используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям воспитания и особенностям своих воспитанников; актуальность и разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе. Способами получения информации о воспитательной деятельности классных руководителей является анализ воспитательной работы класса, посещение (с согласия педагогов) их занятий с детьми, анализ поведенных педагогами мероприятий, анализ ведения документов, сопровождающих воспитательный процесс в классе. Внимание заместителя директора сосредотачивается на следующих вопросах: испытывают ли классные руководители затруднения в определении цели своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми? 3. Анализ уровня воспитанности обучающихся. Осуществляется заместителем директора по ВР и классными руководителями. Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса. Способом, на основе которого осуществляется данный анализ, является изучение уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина в каждом классном коллективе и затем в целом по школе. Внимание классных руководителей и заместителя директора по ВР должно быть направлено на низкие показатели эффективности воспитательного процесса, так как это должно влиять на формирование целей и задач воспитания в новом учебном году. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на 2021-2022 учебный год 1-4 КЛАССЫ Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентиро вочное время проведения Ответственные Мероприятия для начального уровня образования Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководитель отряда ЮИД, учитель ОБЖ Торжественная линейка. «Первый звонок» Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания, операция «Подросток», операция «Внимание, дети!») «Посвящение в первоклассники». 1-4 1.09.20 1-4 сентябрь 1 сентябрь Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Единый день профилактики правонарушений и деструктивного поведения (правовые, профилактические игры, беседы и т.п.) День учителя в школе: акция по поздравлению учителей, учителей- ветеранов педагогического труда, День самоуправления, концертная программа. Президентские состязания по ОФП «Золотая осень». Конкурс рисунков, поделок. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. Мероприятия месячника взаимодействия семьи и школы: выставка рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная семья!», беседы, общешкольное родительское собрание 1-4 сентябрь 1-4 октябрь Заместитель директора по ВР, вожатая, классные руководители Отряд ЮИД 1-4 октябрь 1-4 1-4 октябрь октябрь Заместитель директора по ВР, руководитель отряда «Доброволец» Учитель физкультуры Кл. рук 1-4 ноябрь Учитель первого класса Учитель физкультуры Заместитель директора по классные руководители ВР, День правовой защиты детей. Анкетирование учащихся на случай нарушения их прав и свобод в школе и семье. Телефон доверия. Мероприятия месячника эстетического воспитания в школе. Новый год в школе: украшение кабинетов, оформление окон, конкурс рисунков, поделок, утренник. Школьный этап конкурса «Безопасное колесо» Час памяти «Блокада Ленинграда» 1-4 ноябрь Педагогпсихолог 1-4 декабрь Заместитель директора по классные руководители 1-4 декабрь Руководитель ЮИД 1-4 январь Мероприятия месячника гражданского и патриотического воспитания: «Веселые старты», фестиваль патриотической песни, акция по поздравлению пап и дедушек, мальчиков, конкурс рисунков, Уроки мужества. 1-4 февраль Классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры Неделя начальных классов (викторины, интеллектуальные игры, конкурсные программы) Мероприятия месячника интеллектуального воспитания «Умники и умницы». День науки в школе: защита проектов и исследовательских работ 8 Марта в школе: конкурс рисунков, акция по поздравлению мам, бабушек, девочек, утренник Мероприятия месячника нравственного воспитания «Спешите делать добрые дела». Весенняя неделя добра. 1-4 февраль МО учителей начальных классов 1-4 март Заместители директора по УВР, ВР, классныеруководители 1-4 март 1-4 апрель День космонавтики: конкурс рисунков. Космический квест. Экологическая акция «Бумажный бум» 1-4 апрель 1-4 апрель Мероприятия месячника «Здоровое поколение». Весенний День здоровья. 1-4 май День Победы: акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», проект«Окна Победы», «Открытка ветерану» 1-4 май Профилактическая каникулы» 1-4 май акция ЗОЖ «Безопасные ВР, Классные руководители Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководитель волонтеров Классные руководители Заместитель директора по ВР Заместитель директора по ВР, классные руководители, учитель физкультуры Заместитель директора по ВР, классные руководители, руководитель волонтеров Классныеруководители Праздник «Прощай, начальная школа» 1-4 май Классныеруководители Торжественная линейка звонок» 1-4 май Заместитель директора по ВР «Последний Самоуправление Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Работа в соответствии с обязанностями 1-4 Отчет перед классом о проведенной работе 1-4 1-4 Ориентиро вочное время проведения сентябрь В течение года май Профориентация Дела, события, мероприятия Месячник профориентаций в школе: конкурс рисунков, проект «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны –выбирай на вкус!», беседы по классам. Классы 1-4 Ориенти ровочное время проведения январь Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Ответственные Классные руководители Школьные медиа Ориентиро вочное время проведения В течение года Классные руководители В течение года Классные руководители Дела, события, мероприятия Классы Размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей на страницах газеты «Ровесники, ровесницы» Видео-фотосъемка классных мероприятий.Размщение материала на сайте школы 1-4 Дела, события, мероприятия Классы Трудовая акция «Школьный двор» Социально-благотворительная акция «Подари ребенку день» Благотворительная акция «Протяни руку помощи» Акция «Дарите книги с любовью» 1-4 1-4 Ориентиро вочное время проведения октябрь октябрь 1-4 декабрь 1-4 февраль 1-4 Ответственные Детские общественные объединения Ответственные Весенняя Неделя Добра (ряд мероприятий, осуществляемых каждым классом: «Чистая станица - чистая планета», «Памяти павших», «Посади дерево», «Подарок младшему другу», «Здоровая перемена» ) Участие в проектах и акциях РДШ 1-4 апрель 1-4 В течение года Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Классы Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам Оформление классных уголков 1-4 Трудовые десанты по уборке территории школы и микрорайона школы. Трудовой десант по уборке памятников. 1-4 Праздничное кабинета 1-4 украшение кабинетов,окон 1-4 1-4 Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий: «Сдай макулатуру-спаси дерево», «Подари ребенкудень», «Бессмертный полк», новогодняя сказка, «Мама, папа, я – отличная семья!», 1-4 Профилактическое мероприятие «Неблагополучная семья» 1-4 Общешкольное родительское собрание 1-4 Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей 1-4 Информационное оповещение школьный сайт Индивидуальные консультации 1-4 через 1-4 Ориентиро вочное время проведения В течение года В течение года В течение года Сентябрь, апрель В течение года Ориентиро вочное время проведения В течение года Сентябрь Октябрь декабрь, март, май 1 Раз в четверть В течение года В течение года Руководитель РДШ,классные руководители 1-4 классов Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Ответственные Заместитель директора по ВР, классныеруководители Заместитель директора по ВР, классные руководители Администрация школы Классные руководители Директор Классные руководители Совместные экскурсии. с детьми походы, Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями вопросам воспитания, обучения детей по 1-4 1-4 По плану классных руководител ей По плану Совета , педагогпсихолог Классные руководители Председатель Совета Классное руководство согласно индивидуальным планам работы классных руководителей Школьный урок (согласно индивидуальным по планам работы учителей-предметников) Курсы внеурочной деятельности Название курса Росинка Умники и умницы Тропинка к своему я Умелые ручки ОФП Росинка Умелые ручки ОФП Умники и умницы Умники и умницы Умелые ручки Тропинка к своему я ОРКСЭ ЮИД Количес тво часов в неделю Начальный уровень образования 1-2 1 1-2 1 1 1 1-2 1 1 1 3 0,5 Классы Ответственные Ракитянская А. А. Ракитянская А. А Ракитянская А. А Ракитянская А. А Ракитянская А. А. Кузьмина С. В. 3 3 0,5 0,5 Кузьмина С. В. Кузьмина С. В. 3 4 4 2-4 1 1 1 0,5 Кузьмина С. В. Алексеева И.А. Алексеева И.А. Шека Н. И. 4 4 1 1 Перегудова Р. Р. Николаев И.Н. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД (5-9 КЛАССЫ) Ключевые общешкольные дела Ориентировочное время проведения Мероприятия для основного уровня образования Акция «Белые журавли» 5-7 Октябрь День финансовой грамотности 5-9 октябрь День Героев Отечества 5-9 9 декабря Уроки мужества (лекции сотрудников 5-9 декабрь противопожарной службы) Дела Классы Ответственные Классные руководители Классные руководители Классные руководители Зам. директора по ВР, классные руководители Урок Мужества "О подвиге твоем, Ленинград!" Акция "Свеча памяти" Уроки Мужества, посвященные Великой Отечественной войне, боевым действиям в Афганистане и Чечне с просмотром документальной хроники Военно-спортивная игра "Зарница" Международный день родного языка. Конкурс стенгазет Фотовыставка «Пришла весна» Всемирный день авиации и космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» Вахта памяти 7-8 январь Классные руководители 6-7 5-9 27 января январь, февраль Зам. директора по ВР Классные руководители 5-8 5-9 февраль февраль Зам. директора по ВР Классные руководители 5-9 5-9 март апрель Зам. директора по ВР Классные руководители 5-9 май Зам. директора по ВР Конкурс патриотической песни "Когда поют солдаты" Последний звонок День славянской письменности Вручение аттестатов 5-6 май 9 5-9 9 май май июнь Зам. директора по ВР, классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Курсы внеурочной деятельности Количество часов в неделю Среднее общее образование Основы духовно-нравственной культуры 5 1 народов мира Юные инспектора движения 5 1 Название курса Классы Ответственные Перегудова Р. Р. Николаев И.Н. Тропинка к своему я Занимательная математика ЮНАРМИЯ В мире математики 5 5 6 6 1 1 1 1 За страницами учебника биологии Российское движение школьников 6 7 1 1 Шека Н. И. Ракитянская А. А. Занимательная математика Доброволец Математика для всех Тропинка к своему я 7 7 8 6-8 1 1 1 0,5 Логачева Н. А Арнаутова С. В.. Логачева Н. А Шека Н. И. Художественный английский язык Мой выбор 5-8 8 1 1 Щербакова Ю. С. Шека Н. И. 9 9 1 1 Логачева Н. А Игнатенко А. И. Избранные вопросы математики Комплексный анализ текста Шека Н. И. Логачева Н. А. Ракитянская А. А. Логачева Н. А Отделение дополнительного образования детей Возраст учащихся / лет Название программы Парламентское право Зелёная эко-школа 14-18 11-13 Количество часов в неделю 6 6 Ответственные Кузьмина Г.П. Шека Н. И. Самоуправление Дела, события, мероприятия Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащихся: выдвижение кандидатур от классов в Ученический Совет обучающихся школы, голосование Заседания Совета учащихся Собрание министерств по подготовке к Неделе окружающей среды. Собрание творческого совета дела по подготовке ко Дню Учителя Видео урок «Безопасный интернет от Знайки и Незнайки» (для обучающихся начальной школы) Собрание творческого совета дела по подготовке Новогодней недели 5-9 Ориентировочное время проведения сентябрь 5-9 сентябрь РуководительРДШ 5-9 5-9 (1 раз в четверть) сентябрь Президент школы Президент школы 5-9 сентябрь Президент школы 5-9 октябрь Президент школы 5-9 ноябрь Президент школы Классы Ответственные Классный руководитель Конкурс на лучшее оформление школы «Новогодние мелодии» Конкурс игрушек «Подарок для елки» Новогодний квест для начальной школы Беседа «Что такое ДОБРОТА» Флешмоб «Подзарядись» 5-9 декабрь Президент школы 5-9 5-9 7-8 5-7 декабрь декабрь январь январь Президент школы Президент школы Президент школы Президент школы Школьный квест «По страницам истории России» Собрание творческого совета дела по подготовке к празднику День Победы Собрание творческого совета дела по подготовке к празднику Последнего звонка, итоговым линейкам Конкурс «Класс года» 8-9 март Президент школы 5-9 апрель Президент школы 5-9 апрель Президент школы 5-9 в течение года Активы классов Общешкольное отчетное собрание учащихся: отчеты членов СОВЕТА обучающихся школы о проделанной работе. Подведение итогов работы за год 5-9 май Председатель Совета обучающихся Детские общественные объединения Митинг памяти жертв Беслана Открытая акция «Поздравь учителя» 5-9 5-9 Ориентировочное время проведения 3 сентября октябрь Акция "Открытки ко Дню учителя" 5-9 октябрь Видео урок о вредных и полезных привычках (для обучающихся начальной школы) Всероссийской акции, приуроченная к Международному дню борьбы со СПИДОМ Проведение Уроков Доброты (уроки, посвященные Международному дню людей с ограниченными возможностями) Игра, приуроченная ко Дню Конституции Акция «Новогодний сюрприз для елочки» Участие в акции "Зажги свечу памяти" 5-7 октябрь Руководитель ДОО Руководитель волонтеров Руководитель волонтеров Руководитель ДОО 9 декабрь Руководитель ДОО 7-9 1 декабря 3 декабря Руководитель ДОО 8-9 декабрь Руководитель ДОО 5-16 5-9 декабрь 27 января 5-9 5-9 6-8 февраль февраль февраль Руководитель ДОО Руководитель ВОЛОНТЕРОВ Руководитель ДОО Руководитель ДОО Руководитель ДОО Дела, события, мероприятия «Неделя психологии» Школьная акция «Подари книгу!» Творческая встреча с ветеранамиинтернационалистами, посвященная памяти воинов-интернационалистов Классы Ответственные «Книжкина неделя» (мероприятия, посвящённые пропаганде детского чтения) Выезды на тематические смены в оздоровительные лагеря 5-7 март Руководитель ДОО 5-9 по графику смен Руководитель ДОО Профориентация Отчет о трудоустройстве выпускников Проведение социологического опроса выпускников с целью выявления профессиональных намерений Участие в проекте «Билет в будущее» Неделя профориентации «В мире профессий» 9, 11 9,11 Ориентировочное время проведения сентябрь - октябрь сентябрь - октябрь 6-11 1-11 сентябрь - декабрь октябрь Фестиваль "Ветер перемен" Конкурс рисунков "Моя будущая профессия" Фестиваль профессий "Техноград" 8-11 1-5 октябрь – декабрь март 6-11 апрель Профориентационные классные часы Проведение диагностических методик среди обучающихся 8-11 классов с целью выявления у школьников особенностей развития самооценки, профессиональной направленности Проведение индивидуальных информационно-справочных консультаций профориентационной тематики Посещение Дней открытых дверей в ВУЗах и учреждениях СПО 1-11 8-11 в течение года в течение года Зам. директора по ВР, классные руководители Классные руководители Педагог - психолог 8-11 в течение года Педагог - психолог 9-11 в течение года Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, 8-11 в течение года Зам. директора по ВР, классные руководители Зам. директора по ВР, классные руководители 8-11 в течение года Интерактивное мероприятие на базе в/ч "Один день в армии" 9-11 в течение года Всероссийские открытые уроки "ПроеКТОриЯ" 8-11 в течение года Дела, события, мероприятия учебных заведений, предприятий и организаций Посещение Ярмарок профессий Классы Ответственные Зам. директора по ВР Педагог - психолог Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР, классные руководители Зам. директора по ВР Учитель ИЗО Зам. директора по ВР, классные руководители Педагог – организатор ОБЖ Зам. директора по ВР Организация предметно-эстетической среды Дела, события, мероприятия Классы Оформление классных уголков Выставка поделок «Дары осени» Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное оформление школы, кабинетов к Новому году Создание тематических фотозон Создание инсталляции «Блокадный Ленинград» Фотовыставка «Весна. Девчонки. Позитив» Фотовыставка «Семейный альбом» Праздничное оформление школы к праздникам Последнего звонка Тематическое оформление фойе школы Выставки рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам 1-11 1-4 1-11 Ориентировочное время проведения сентябрь октябрь октябрь, апрель 5-11 сентябрь, апрель Зам. директора по ВР 1-11 декабрь 1-11 4-11 декабрь, март январь Зам. директора по ВР, классные руководители Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР 1-11 март Зам. директора по ВР 1-11 9-11 май май 1-11 1-11 в течение года в течение года Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР, классные руководители Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР, классные руководители Ответственные Классные руководители Зам. директора по ВР Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Формирование родительского актива на уровне класса и школы Организация деятельности Совета родителей 1-11 Организация деятельности классных родительских комитетов Проведение тематических классных родительских собраний: 1 четверть: "Школа - территория безопасности" 2 четверть: " Здоровье ребенка - основа его будущего" 3 четверть: "Трудности в обучении и пути их преодоления" 4 четверть: "Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей" Дни открытых дверей 1-11 1-11 Ориентировочное время проведения сентябрь в течение года (согласно плану Совета родителей) в течение года Ответственные Зам. директора по ВР, классные руководители Председатель Совета родителей Классные руководители 1-11 сентябрь, ноябрь, январь, апрель Классные руководители 1-11 17 октября 14 ноября Зам. директора по ВР, классные руководители Общешкольные родительские конференции Изучение степени удовлетворенности родителей деятельностью ОУ (анкетирование) Награждение родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе Педагогические консультации для родителей по интересующим их вопросам «Спрашивайте - отвечаем» Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий различного уровня Консультативный прием родителей по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ и правонарушений подростков Участие родителей в работа Совета по профилактике Совместная работа со специалистами "Школа здоровья", проведение лекций для родителей Родительский университет сентябрь, апрель Зам. директора по ВР 1-11 апрель 1-11 май Зам. директора по ВР, педагог – психолог, классные руководители Зам. директора по ВР 1-11 в течение года Зам. директора по ВР, педагог – психолог, 1-11 в течение года Зам. директора по ВР, классные руководители 1-11 в течение года Педагог-психолог 1-11 в течение года Зам. директора по ВР 1-11 в течение года Педагог - психолог 1-11 в течение года Зам. директора по ВР, педагог – психолог, Организация совместной деятельности родителей и детей Школьная выставка семейного 1-7 сентябрь Классные руководители творчества «О подвиге сегодня» Школьной конкурс семейного творчества 1-7 октябрь Классные руководители "С чего начинается Родина..." Участие в конкурсе фотографий проекта 1-11 февраль - март Классные руководители "Семья - моя главная опора" Неделя семьи "Это дорогое слово 1-11 апрель Классные руководители СЕМЬЯ" Школьный семейный конкурс 1-11 апрель Зам. директора по ВР «Вдохновение» Фотовыставка «Семейный альбом» 1-11 май Зам. директора по ВР, классные руководители 9,11 май Зам. директора по ВР Праздник "Последний звонок" Организация коллективного посещения 1-11 в течение года Классные руководители музеев, выставок; экскурсии во внеурочное и каникулярное время Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД (10-11 КЛАСС) Ключевые общешкольные дела Ориентировочно е Ответственные время проведения Мероприятия для среднего уровня образования День финансовой грамотности 10-11 октябрь Классные руководители День дублера 10-11 октябрь Зам. директора по ВР Фотовыставка «Летопись блокадных дней» 10 январь Классные руководители Вахта памяти 10-11 май Зам. директора по ВР, классные руководители Последний звонок 11 май Зам. директора по ВР Дела Классы Акция "Алое небо 41-го года" Вручение аттестатов июнь июнь 11 11 Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Курсы внеурочной деятельности Название курса Мой выбор в мире профессий Я – гражданин России Говорим и пишем правильно Спортивный клуб Искусство в математике Количество часов в неделю Основное общее образование 10 1 10 1 10 1 10 1 10 1 Классы Ответственные Шека Н. И. Кузьмина Г. П. Игнатенко А.И. Ракитянская А. А. Логачева Н.А. Отделение дополнительного образования детей Название программы Парламентское право Возраст у чащихся/ лет 10 Количество часов в неделю 6 Ответственные Кузьмина Г.П. Самоуправление 0 Дела, события, мероприятия Классы Выборы лидеров, активов классов, распр еделение обязанностей. Общешкольное выборное собрание учащ ихся: выдвижение кандидатур от классов в Ученический Совет обучающихся шко лы, голосование Заседания Совета учащихся Собрание министерств по подготовке к Н еделе окружающей среды. Собрание творческого совета дела по под готовке ко Дню Учителя Видео урок «Безопасный интернет от Зна йки и Незнайки» (для обучающихся начал ьной школы) Собрание творческого совета дела по под готовке Новогодней недели Конкурс на лучшее оформление школы « Новогодние фантазии» 10-11 Ориентировочное время проведения сентябрь 10-11 сентябрь 10-11 10-11 (1 раз в четверть) сентябрь 10-11 сентябрь Президент школы 10-11 октябрь Президент школы 10-11 ноябрь Президент школы 10-11 декабрь Президент школы Собрание творческого совета дела по подготовке к празднику День Победы Собрание творческого совета дела по подготовке к празднику Последнегозвонка, итоговым линейкам Конкурс «Класс года» Общешкольное отчетное собрание учащи хся: отчеты членов Ученического обуча ющихся школы о проделанной работе. По дведение итогов работы за год Выборы лидеров, активов классов, распр еделение обязанностей. 10-11 апрель Президент школы 10-11 апрель Президент школы Ответственные Классный руководитель Социальный педагог Президент школы Президент школы 10-11 10-11 в течение года май Активы классов Председатель Совета обучающихся 10-11 сентябрь Классный руководитель Детские общественные объединения Дела, события, мероприятия Классы Митинг памяти жертв Беслана Открытая акция «Поздравь учителя» Акция "Открытки ко Дню учителя" Всероссийской акции, приуроченная к Международному дню борьбы со СПИДом Проведение Уроков Доброты (уроки, посвященные Международному дню людей с ограниченными возможностями) Мероприятия приуроченная ко Дню Конституции 10-11 10-11 10-11 10-11 Ориентировочное время проведения 3 сентября октябрь октябрь декабрь Ответственные Руководитель ДОО Руководитель ДОО Руководитель ДОО Руководитель ДОО 10-11 1 декабря 3 декабря Руководитель ДОО 10-11 декабрь Руководитель ДОО 1 Участие в акции "Зажги свечу памяти" Школьная акция «Подари книгу!» Творческая встреча с ветеранамиинтернационалистами, посвященная памяти воинов-интернационалистов 10-11 10-11 10-11 27 января февраль февраль Руководитель ДОО Руководитель ДОО Руководитель ДОО Профориентация Дела, события, мероприятия Отчет о трудоустройстве выпускников Проведение социологического опроса выпускников с целью выявления профессиональных намерений Участие в проекте «Билет в будущее» Неделя профориентации «В мире профессий» Ориентировочное время Классы проведения 10-11 сентябрь - октябрь 10-11 сентябрь - октябрь Ответственные Зам. директора по ВР Педагог - психолог 10-11 10-11 сентябрь - декабрь октябрь Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Зам. директора по ВР Учитель изо Фестиваль "Ветер перемен" Конкурс рисунков "Моя будущая профессия" Фестиваль профессий "Техноград" 10-11 10-11 октябрь – декабрь март 10-11 апрель Профориентационные классные часы Проведение диагностических методик среди обучающихся 8-11 классов с целью выявления у школьников особенностей развития самооценки, профессиональной направленности Проведение индивидуальных информационно-справочных консультаций профориентационной тематики Посещение Дней открытых дверей в ВУЗах и учреждениях СПО 10-11 10-11 в течение года в течение года Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Классные руководители Педагог - психолог 10-11 в течение года Педагог - психолог 10-11 в течение года Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций Посещение Ярмарок профессий 10-11 в течение года Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Зам. директора по ВР, кл ассные руководители 10-11 в течение года Интерактивное мероприятие на базе в/ч "Один день в армии" 10-11 в течение года Всероссийские открытые уроки "ПроеКТОриЯ" 10-11 в течение года Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Педагог – организатор О БЖ Зам. директора по ВР Организация предметно-эстетической среды 2 Дела, события, мероприятия Классы Оформление классных уголков Выставка поделок «Дары осени» Трудовые десанты по уборке территории школы Трудовой десант по озеленению школьных клумб Праздничное оформление школы, кабинет ов к Новому году Создание тематических фотозон Создание инсталляции «Блокадный Лени нград» Фотовыставка «Весна. Девчонки. Позити в» Фотовыставка «Семейный альбом» Праздничное оформление школы к праздн икам Последнего звонка Тематическое оформление фойе школы Выставки рисунков, фотографий, творчес ких работ, посвященных событиям и памя тным датам 10-11 1011 10-11 Ориентировочное время проведения сентябрь октябрь Ответственные Классные руководители октябрь, апрель Зам. директора по ВР 10-11 сентябрь, апрель Зам. директора по ВР 10-11 декабрь 10-11 10-11 декабрь, март январь Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР 10-11 март Зам. директора по ВР 10-11 май Зам. директора по ВР 11 май 10-11 в течение года Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Зам. директора по ВР 10-11 в течение года Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Работа с родителями Дела, события, мероприятия Классы Формирование родительского актива на уровне класса и школы Организация деятельности Совета родителей 10-11 Организация деятельности классных роди тельских комитетов Проведение тематических классных родительских собраний: 1 четверть: "Школа - территория безопасности" 2 четверть: " Здоровье ребенка - основа его будущего" 3 четверть: "Трудности в обучении и пути их преодоления" 4 четверть: "Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей" 10-11 10-11 10-11 Ориентировочное время проведения сентябрь в течение года (согласно плану С овета родителей) в течение года сентябрь, ноябрь, январь, апрель Ответственные Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Председатель Совета род ителей Классные руководители Классные руководители 3 Дни открытых дверей 10-11 Общешкольные родительские конференции Изучение степени удовлетворенности 10-11 родителей деятельностью ОУ (анкетирование) Награждение родителей за успехи в 10-11 воспитании детей, за активную помощь школе 10-11 Педагогические консультации для родите лей по интересующим их вопросам «Спра шивайте - отвечаем» Привлечение родителей к организации и 10-11 проведению мероприятий различного уровня Консультативный прием родителей по 10-11 вопросам профилактики злоупотребления ПАВ и правонарушений подростков 10-11 Участие родителей в работа Совета попрофилактике Совместная работа со специалистами 10-11 "Школа здоровья", проведение лекцийдля родителей Родительский университет 1-11 17 октября 14 ноября сентябрь, апрель Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Зам. директора по ВР апрель Зам. директора по ВР, пе дагог – психолог, классн ые руководители Зам. директора по ВР май в течение года в течение года в течение года Зам. директора по ВР, пе дагог – психолог, социал ьный педагог Зам. директора по ВР, кл ассные руководители Социальный педагог в течение года Социальный педагог в течение года Педагог - психолог в течение года Зам. директора по ВР, пе дагог – психолог, социал ьный педагог Организация совместной деятельности родителей и детей 10-11 сентябрь Классные руководители Школьная выставка семейного творчеств а «О подвиге сегодня» Школьной конкурс семейного 10-11 октябрь Классные руководители творчества "С чего начинается Родина..." 10-11 февраль Зам. директора по ВР Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» Участие в конкурсе фотографий 10-11 февраль - март Классные руководители проекта "Семья - моя главная опора" Неделя семьи "Это дорогое слово 10-11 апрель Классные руководители СЕМЬЯ" Школьный семейный конкурс 10-11 апрель Зам. директора по ВР «Вдохновение» Фотовыставка «Семейный альбом» 10-11 май Зам. директора по ВР, классные руководители Праздник "Последний звонок" Организация коллективного посещениямузеев, выставок; экскурсии во внеурочное и каникулярное время 9-11 май Зам. директора по ВР 10-11 в течение года Классные руководители 4 Формирование родительского актива науровне класса и школы Организация деятельности Совета родителей Организация деятельности классных родительских комитетов 10-11 сентябрь Зам. директора по ВР, классные руководители 10-11 в течение года (согласно плану С овета родителей) в течение года Председатель Совета род ителей 10-11 Классные руководители Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителейпредметников) 5 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)